Талант настоящего художника проявляется в том, что его произведения остаются актуальными в разные времена и в разные эпохи.
Басню «Мельник» Леонид Глибов написал в 1853 году. Это был переломный период в истории Российской империи: старая крепостническая система мешала развиваться новым капиталистическим отношениям. Настало время, когда необходимо было коренным образом изменить жизнь общества. Отмена крепостного права стало важной вехой в жизни всего государства. Будто предчувствуя такие изменения, часть помещиков-крепостников перестали беспокоиться своими хозяйствами, равнодушно наблюдали за их разрушением. Таких горе-хозяев висміювало много байкеров. Леонид Глибов перенес обобщенный образ растерянного, беспомощного хозяина на украинскую почву.
Когда мельник Фома имел хорошее хозяйство. Мельница обеспечивала ему безбедное существование. Настоящий хозяин должен следить за порядком в хозяйстве, замечать все, что может ему грозить, а Хома зледачів и проспал момент, когда небольшой поток воды превратился в поток и разрушил плотину. Мельник был уверен, что «река - лужа; воды еще станет на весь век!», и опомнился лишь тогда, когда «вода сошла - колеса стали». Перепуганный Мельник бросился «бегом к пропасти, чтобы гвоздя», но было уже поздно. Хома пытался помочь несчастью, избил кур, которые пришли к обмелевшей реке напиться воды.
Басню «Мельник» Леонид Глибов написал более 150 лет назад. Колесо истории повернулось, и люди снова стали перед выбором: сидеть сложа руки и ждать, что все пройдет, проблемы решатся сами собой, действовать, работать, «гатить плотину», чтобы не уплыл за водой благополучие и достаток. Много украинцев «проспали» свой шанс, жили по принципу: «как-То будет, потому что еще никогда так не было, чтобы как-то не было». А когда увидели, что остались ни с чем, начали искать «врагов», винить в своих несчастьях кого-то, только не себя, не свою лень и непредусмотрительность.
Конечно, крупные общественные сдвиги, реформы идут впереди сознании многих людей, которые привыкли жить по устоявшимся нормам и не хотят перестраивать свое сознание и жизнь. Сейчас, в наше время мы можем видеть людей, которые живут прошлым, надеясь на то, что все снова будет так, как раньше. их можно только пожалеть. И, вместе с тем, мы стали свидетелями упадка многих некогда зажиточных сельских хозяйств. Кажется, что по нашей земле прошли чужеземные захватчики: сельскохозяйственные здания разрушены, поля зарастают сорняками, окна многих домов накрест забиты досками.
В городах много заводов остановились. Десятилетиями они производили продукцию, которая сейчас никому не нужна, а перестроиться вовремя или не смогли, или не захотели.
Современные политические деятели, от которых зависит благосостояние государства, во многом похожи на Мельника: охаживают плотину, когда вода уже совсем сбежала, ищут причину несчастий среди мелких кур, «без дела сотни всюду суют», теряют кучу денег, а за огарок они людей и ругают, и мучают. (Это так видишь хозяйничают!..)»
Творчество Леонида Глебова была актуальной в середине XIX века и, мне кажется, остается она актуальной и сегодня. Человеческое сознание меняется очень медленно и не успевает за требованиями времени. Всем нам надо помнить мудрость байкеров: хочешь изменить жизнь - меняйся сам!