Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Развязка - составной компонент сюжета, решение конфликта (интриги) эпического, лиро-эпического, драматического, а иногда и лирического (сюжетного) произведения. P., как правило, определяется завязкой и является ее логическим выражением, что мотивируется всем ходом развития конфликта. Так, в романе И. Багряного "Человек бежит над пропастью" Г. дает читателю ключ к философскому пониманию мучительных исканий главного героя Максима Крота: "Я буду умирать, и, пока моего дыхания во мне, я буду соревноваться и буду торопиться хватать искры солнца, отраженного в человеческих глазах, я буду с тоской тайны учиться самому зажигать их, ища в тех искрах дороги из черной пропасти в бессмертие". Г. - своеобразная попытка разрубить "гордієві узлы" конфликта, максимально затянутого в кульминации (смерть Саломеи в водах холодного Дуная в рассказе М. Коцюбинского "Дорогой ценой"; своеобразная философия крестьянина Андрея в финале новеллы Леся Мартовича "Грешница"; отравления Кате, попытка Дмитрия убить Михаила и звинувачувальна фраза Павла "Да такая, паничу, ваша поэзия?!" в драме М. Старицкого "Не судилось"). Г. может быть внезапной, неожиданной, резко обрывать развитие действия (новелла Т. Бордуляка "Ювілят"). Г. расставляет все кромки над "и", после нее уже невозможно развитие главного конфликта (только в эпилоге автор может рассказать о судьбе героев). Так, в романе А. Свидницкого "Люборацкие", который занимает 210 страниц текста, только 4 отведены на P.: когда старая Люборацька рассказывает о трагической Судьбе сына Антося; Ковинський сообщает ей о смерти Массе; саморозкривається Галя, теряя уважение как в глазах Ковинських, так и читателя; четко вырисовывается линия Фоне Петропавловского - семинариста. По сравнению с другими элементами сюжета Г. развивается очень быстро, как правило, дается в конце произведения, хотя, согласно авторскому замыслу, может подаваться и в начале (этюд "Неизвестный" М. Коцюбинского).