Историческая драма в стихах «Свіччине весілля» - произведение глубокое, лирическое, даже музыкальный за своим языком. Часто ведутся дискуссии вокруг исторических произведений и их соответствия хода исторических событий. Имеет ли право автор что-то менять, добавлять свое к тому, что зафиксировано в документах, домысливать или переделывать историю? По моему мнению, художник свободен в своем творчестве. Вспомним высказывание Ивана Франко, который так кратко и четко обрисовал, как говорят, права и обязанности художника. «Все свободно поэту», - сказал Иван Франко. И разве мы не согласимся с ним?
Произведение «Свіччине весілля» не является абсолютно достоверным исторически, хотя автор его, писатель Иван Кочерга, был хорошо осведомлен в истории нашей страны. Он додумывает, добавляет свое, использует исторический фон для того, чтобы показать определенные символические события, которые своими корнями касаются жизненной философии, моральных основ существования человечества.
Во времена средневековой Руси действительно был издан такой приказ, в котором, якобы из соображений пожарной безопасности, было запрещено зажигать свечи в домах. Персонажи, действующие в произведении, почти все выдуманные писателем. Это девушка Меланка, образ которой Иван Кочерга считал большим литературным успехом, мастер-оружейник Свеча, князь Ольшанский, Гильда, Воевода, казацкий предводитель Кмітич.
В своем произведении Иван Кочерга использует мотив запрета света и мотив борьбы за него. Здесь простые ремесленники борются за свои права. Иван Свеча так говорит об этом:
И неужели же
Не добьемся мы наших законных прав?
И что законных!
Человеческих наших прав!
Здесь возникает важная проблема, часто нарушаемое писателями в разных жанрах, в произведениях разных времен. Это проблема гражданской позиции, общественной активности или пассивности, борьбы за счастье свое и своего народа или жизнь по принципу «моя хата с краю». Иван Свечка в чем-то, наверное, является выразителем авторской точки зрения: он не осознает своего счастья без счастья своего народа.
Не до свадьбы нам, уважаемый господин,
Если не смієм свечи зажжет, -
говорит Свеча воеводе.
Красивый и нежный образ Меланки создает Иван Кочерга в своем произведении. Но вместе с тем это сильная девушка, с развитым чувством собственного достоинства, готова к борьбе за свои интересы, да и не только за свои, - за интересы всей общественности. В то же время образ Меланки является аллегорическим. Меланка пронесла огонек сквозь все испытания, в ее образе писатель изобразил саму Украину. В предисловии к произведению Иван Кочерга так пишет об этом: «Образ Меланки, девушки, которая проносит дрожащий, но неугасимый огонек сквозь бурю и тернии... является поэтическим символом Украины, что «из тьмы веков и через столько бурь» пронесла неугасимым огонек своей воли и культуры...».
Иван Кочерга стремился лучшего будущего своей стране, он не был революционером или человеком радикальных взглядов, но он считал, что пассивность, отсутствие четкой гражданской позиции никогда не принесет желанных плодов развития, признание в мире, согласия внутри народа. Он верил в то, что за добро надо бороться, нельзя ныть, жаловаться, оставаясь бездейственным. Свои взгляды художник вкладывает в уста уже упоминавшегося Ивана Свечи:
Его [свет] получить надо - не молит,
Ибо без борьбы ничтожны все молитвы.
И свечи мирной не стоит и страна,
Что в борьбе ее не засветила.
Кстати, я заметил, что главными действующими лицами произведения Ивана Кочерги есть обычные люди. То есть писатель не изображает героических полководцев, генералов, людей выдающихся, которых один на миллион. А пьеса, между тем, историческая... Или не вытекает порой из этого, что главными действующими лицами истории являются простые люди? Не следует ли из этого и то, что каждый обычный человек может изменить как-то историю, общественную ситуацию, «побороться за свет» для всех? Я думаю, что не только может, но и должно... Хорошо, что в литературе встречаются такие произведения, как «Свіччине весілля», потому что они заставляют нас задуматься и в такой поэтической, увлекательной форме исторической драмы в стихах ненавязчиво напоминают о наших обязанностях, о которых мы, к сожалению, так часто забываем.