Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Елена Акульшина
Сочинение на тему

В чем смысл спора между Богом и Мефистофелем?

Действие «Фауста» открывается Прологом, который происходит на небесах. И сразу же возникает спор о человеке, о смысле его жизни на Земле. Что же значит человек в этом огромном мире? Мефистофель отвечает на этот вопрос сокрушительной критикой человека - «смешного божка земли». Он убежден, что даже лучший из людей - Фауст - такой же слабый, как и любой человек вообще. Между прочим такие мысли о человеке не такие уже известные нам. Вы же слышали слово «быдло»? Так мы характеризуем целая толпа людей, но это слово переводится как «скот». И именно это слово применяет в отношении человека Мефистофель.

Гуманистическую программу Гете вкладывает в уста Господа, который противопоставил Мефістофелю свою веру в человека:

Пока что умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет озарен...

Следовательно, естественной и истинно человеческим свойством Господь считает Разум, поиск истины, он знает слабости человека, например, лень. Это слабость силы, которая сидит в человеке, пока внешние силы поднимают ее на подвиг.

Господь (а лучше сказать - сам автор) понимает сложность познания истины, путь к которой извилистый и трудный. Этот путь Господь называет то блужданием, то поиском грустным, но внутренняя чистота человека сохранит ее на путях познания: «чистая душа в своем поиске смутнім осознанием истины полная!»

Весь смысл транедії «Фауст» Гете - в маленьком тексте «Пролог на небесах». И смысл этого спора о назначении, или о сущности, человека предельно понятен: Творец создал человека для поиска истины, неведомой даже архангелам, но в путь искатель должен отправиться один, преодолев внутренние препятствия (те же лень) и внешние земные искушения. Тот, кто остановился в поиске, растратил себя на какие-то утешения - добыча темных, лишенных истины сил...

Аминь! По-моему, именно это слово должно закончить наши размышления о споре Бога и Сатаны.