Действие «Фауста» открывается Прологом, который происходит на небесах. И
сразу же возникает спор о человеке, о смысле его жизни на Земле. Что же значит
человек в этом огромном мире? Мефистофель отвечает на этот вопрос
сокрушительной критикой человека - «смешного божка земли». Он убежден, что даже
лучший из людей - Фауст - такой же слабый, как и любой человек вообще.
Между прочим такие мысли о человеке не такие уже известные нам. Вы же слышали слово
«быдло»? Так мы характеризуем целая толпа людей, но это слово переводится
как «скот». И именно это слово применяет в отношении человека
Мефистофель.
Гуманистическую программу Гете вкладывает в уста Господа, который противопоставил
Мефістофелю свою веру в человека:
Пока что
умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарен...
Следовательно, естественной и истинно человеческим свойством Господь считает Разум,
поиск истины, он знает слабости человека, например, лень. Это слабость силы,
которая сидит в человеке, пока внешние силы поднимают ее на
подвиг.
Господь (а лучше сказать - сам автор) понимает сложность познания истины,
путь к которой извилистый и трудный. Этот путь Господь называет то блужданием, то
поиском грустным, но внутренняя чистота человека сохранит ее на путях познания:
«чистая душа в своем поиске смутнім осознанием истины
полная!»
Весь смысл транедії «Фауст» Гете - в маленьком тексте «Пролог на небесах». И смысл
этого спора о назначении, или о сущности, человека предельно понятен:
Творец создал человека для поиска истины, неведомой даже архангелам, но в
путь искатель должен отправиться один, преодолев внутренние препятствия (те же лень)
и внешние земные искушения. Тот, кто остановился в поиске, растратил себя на
какие-то утешения - добыча темных, лишенных истины сил...
Аминь! По-моему, именно это слово должно закончить наши размышления о споре
Бога и Сатаны.