Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Василий Барка

Смысл названия произведения Василия Барки «Желтый князь»

Василий Барка писал только о том, что пережил сам. В 1932-33 гг. в Украине свирепствовал голод. Писатель жил тогда в Краснодарском крае, работал в художественном музее и был свидетелем того, что и до Кубани докатилась волна голодомора. По его свидетельству, там вымерла треть населения. Барка тоже голодал, на его теле было много ран, которые разошлись по кровеносным сосудам. Из них сочилась коричневая жидкость. Ноги пухли, репалися, и он ходил, держась за забор и стены, не имея надежды выжить. Муки голода были ужасны, они сжигали все существо, и, видимо, потому, что Барка все то пережил сам, в «Желтом князе» ему удалось правдиво воссоздать психологическую глубину этой голодової смерти», точно и объективно «увековечить» те страшные события, раскрыть миру глаза на них.

Почему же все-таки Василий Барка дал название романа «Желтый князь»? Желтый цвет - это символ грусти, ужаса, он присутствует в произведении там, где речь идет о смерти. Символический образ желтого князя входит в произведение в образе большевика Григория Отроходіна. Один раз назвав имя этого зверя в человеческом обличье, далее автор, чтобы подчеркнуть самые худшие его черты, давать ему разные названия: - «рудников», «рыжий», «золотозубой». Внешность Остроходіна довольно красноречиво: он носит френч, как у Сталина, бериевские очки без оправы и имеет желтый цвет лица. Этот партиец чужой на селе. Он ненавидит и не понимает крестьян, особенно таких, как Катранники, потому что они не повинуются, не клонят головы.

В романе изображено противостояние, борьбу Добра и Зла, Бога и Дьявола, Правды и Кривды. Писатель демонстрирует эту борьбу во многих эпизодах произведения.

Образ желтого князя является сквозным в романе, он символический и многоаспектный. Он «князює в воздусі», «он и демоны его над душами, словно коршуны и ястребы над цыплятами. Теперь слетелись во двор, близко к каждому: хватают и расклевывают». Дед Прокоп, герой произведения, говорит о желтого князя-зверя: «... вылез... из грязи в образе компартии». Он убежден, что таких зверей будет еще много. Они будут вызывать верных Христу, «вигризатимуть из них жизнь, убивать, как чужих птиц, - огнем, железом, голодом...» Апофеозом единения антихриста и государства есть желтые стены официальных учреждений.

Желтый цвет в романе присутствует постоянно: желтые засохшие сорняки покрывают сельские улицы, желтеет мир перед глазами умирающих от голода земледельцев, желтыми делаются мертвые тела. Когда читаешь роман, иногда складывается впечатление, будто Зло разливается желтой рекой по всех страницах произведения. Но Злу противостоит Добро. Оно воплощено в образе Солнца, которое тоже имеет желтый цвет. Но этот цвет другого оттенка. Он яркий, теплый, приятный. От его лучей поднимутся, заколосяться золотом хлеба, только оно исцелит, поможет, спасет людей. И пусть его порой заслоняют облака, Солнце - вечный образ добра, надежды, спасительного тепла, урожая, и его не одолеть никаким темным силам.