Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 40-50-х ГОДОВ
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Зачарована Десна

Автор-рассказчик говорит, что все чаще его посещают воспоминания. Возможно, за долгие годы разлуки с родной землей, а может, что каждый когда-то должен «осознать свою природу на ранней предрассветной зари круг самых ее первоначальных источников».

Вспоминает, какой хороший у них был огород. Мать, бывало, говорила: «Ничего в мире я так не люблю, как сажать что-либо в землю, чтобы проізростало. Когда вылезает именно из земли всякая рослиночка, вот мне радость». Летом огород так переповнювався растениями, что они не умещались в нем и лезли за плетень. За навесом росли большие кусты смородины, в которых прятались куры, говорят, гадюки, которых никто никогда не видел.

На погребні любил спать дед, который малом Саше напоминал Бога или святого Николая. Дед Семен был высокий и тощий, с белой бородой, знал писание и в воскресенье торжественно читал Псалтырь, хотя ни сам, ни слушатели ничего в нем не понимали, и это волновало, как странная тайна. Мать считала деда чернокнижником и таки сожгла украдкой его книгу. «Дед любил хорошую беседу и доброе слово», был добрым духом щелочи и рыбы, которую мог ловить руками.

Однажды Саша полез в табак, что как раз цвел, потом до огурцов. Подразнил пчел, но ни одна не укусила, хотя так хотел. Больно, зато кто-то даст медную копейку, чтобы приложить к болезненному месту, потом на нее можно купить аж четыре конфеты. Набрел на морковь, стал выдергивать, но она была все мала и мала. Тогда посадил всю строку обратно в землю и пошел по городу, пробуя все подряд - и мед с цветов, и калачики, и зеленые яблоки. Вред увидела баба, дедова мать, начала ругать и проклинать парня. Вообще она была маленькая и прыткая, от ее глаз ничто не могло сховатися. ей можно было по три дня не давать есть, но без проклятий она не могла прожить и дня. Саше захотелось в дом, которая была похожа на старенькую белую шампиньон, окна повростали в землю и не было замков. Мать жаловалась на тесноту, а малым «пространства и красоты хватало». На стене под иконами висело много картин с изображением монастырей. И наиболее впечатляющей была картина Страшного Божьего Суда. Парень сначала ужасался картины, а потом привык, «как солдат привыкает к грому пушек». Кроме того, в их семье, по его мнению, «почти все были грешны: к-папочки небольшие, сердца горячие, работы и всякого неустройства тьма-тьмущая, а тут еще фамильная приверженість до острого слова, поэтому глаза думали иногда о рае, все-таки больше надеялись ада внизу картины. Здесь уже все имели свои места.

Отцу черти наливали в рот горячую смолу, чтобы не пил водки и не бил матери. Баба лизала горячую сковороду за длинный язык и за то, что была великая колдунья. Деда... держал в руках сам дьявол за то, что он чернокнижник...» Старший брат Аврам тоже попадет в ад за то, что драв голубей на чердаке и воровал в пост из кладовой сало.

Фактически из всей семьи святейшим был Саша. И вот закончилась его святость. Надо было не трогать моркови, пусть бы росла. Малый парень стал горько плакать. Залез в старый лодку и начал думать, как возобновить свою святость. Птенцы из гнезда не падали, чтобы их спасать. Решил пойти на улицу уважать старых людей. Взял старую дедову шапку, чтобы было что снимать для почета, и вышел за ворота. Там никого не было, только лавочник Масій, перед которым шапки сбрасывать не хотелось, потому что он обманывал людей. Саша пошел в деда Захарка, вежливо поздоровался с ним, но тот не заметил малого. Парень прошелся еще раз и еще, а дед все не замечал, а тогда так отругал, что о спасении души нечего было и думать.

Саша побежал домой, залез в лодку и решил заснуть, ведь во сне растут. Лежит и думает, что он такой маленький, а уже столько неприятных вещей знает: «Как неприятно, когда баба клянет или когда долго идет дождь и не утихает. Неприятно, когда пиявка впивается в жижку, когда лают на тебя чужие псы, или гусь шипит у ног и красным клювом ощипывает за штаны... Неприятно смотреть на большой огонь, а вот на малый - приятно. И приятно обнимать жеребенок. ...Приятно бродить по теплым лужам после грома и дождя, ловить щучок руками. Приятно кушать кулич и крашенки.... Приятно, когда яблоко, о котором думали, что кислое, оказывается сладким.... Ласточек любил в клуни, деркачей - в лугу... Любил девичьи песнопения, колядки, щедривки, веснянки, обжинки... Если бы спросил меня кто-нибудь, какую я музыку любил в раннем детстве, инструмент, которых музыкантов, я бы сказал, что более всего я любил слушать клепки косы».

Когда маленький Саша чего-то плакал, его утешал прадед Тарас - рассказывал о Десну, о травах, о таинственные озера. «А голос у него был такой добрый, и взгляд глаз, и огромные, словно корни, волосатые руки были такие нежные, что, наверное, никому и никогда не причинили зла на земле, не украли, не убили, не отняли, не пролили крови. Знали труд и мир, щедроты и добро».

Везде, куда 6 не глянули глаза парня, он видел движение, беспокойство, борьбу. Все вызывало какие-то сравнения, напоминало давно где-то виденное, придуманном и пережитое. Ухаживали детства Сашку четыре няни - его братья Лаврентий, Сергей, Василий и Иван. Пели все, как соловьи, но в один день скосила их какая-то болезнь. Ни с чем нельзя было сравнить глубину родительского горя.

Герой-рассказчик пишет: «Много видел я хороших людей, но такого, как отец, не видел. Голова у него была темноволосая, большая и большие умные серые глаза, только в глазах почему-то всегда было полно печали: тяжелые кандалы неграмотности и несвободы. ... Сколько он земли вспахал, сколько хлеба накосил! Как ловко делал, который был сильный и чистый.

Одно, что у отца было некрасивое, - одежду.... как Будто нелюди дерзкие, чтобы пренебречь образ человека, античную статую покрыли грязью и рваньем...»

Однажды ночью у них в доме произошли два события - нашлась сестренка и умерла прабабушка Маруся.

Герой-рассказчик вспоминает: «Жили мы в полной гармонии с силами природы. Зимой мерзли, летом смажились на солнце, осенью месили грязь, а весной нас заливало водой, и кто этого не знает, не знает той радости и полноты жизни». Однажды случилось такое наводнение, что полицейский Макар пришел к отцу и велел ехать своим единственным на всю округу лодкой спасать людей на Загребелье. Это было как раз перед Пасхой, и отцу хотелось почтить святую пасху, и все же пришлось ехать. «Вся загребельська приход сидела на крышах с несвяченими ремнями. Всходило солнце. Картина была необычная, как будто сон или сказка.... Ничего нельзя было узнать. Все было другое, все лучше, мощнее, веселее.... Весна-красна!»

Отец - веселый и сильный, спасая людей и скот, чувствовал себя героем-мореплавателем. Между домами плавал челнок с отцом Кириллом, который святил куличи. Батюшка не любил Сашиному отцу за красоту и непокорность, за досадные его слова так разгневался, что упал в воду, еле его вытащили. Несмотря на бедствие, реготало все село.

Погибло с лица земли это село через полвека. Его сожгли фашисты за помощь партизанам.

Сенокос того лета за наводнения началась поздно. Мать сначала не пускала малого Сашка, боясь за него. Потом таки согласилась, как кукушка, стояла возле дома, провожая косарей. Так всю жизнь потом стояла и молилась за сына, чтобы не взяли его ни пуля, ни сабля, ни клевета лихой.

Саша, лежа на телеге, едет в царство трав, рек и таинственных озер. Незаметно засыпает, глядя на звездное небо, просыпается уже на Десне. Вспоминает: «А на Десне красота! Лозы, сыпь, круче, лес - все блестит и сияет на солнце. Прыгну я с обрыва в песок до Десны, моюсь, пью воду. Вода ласковая, сладкая. Пью еще раз, убрівши по колено и вытянув шею, как лошак, потом прыгаю на кручу и айда по сенокоса. И уже я не хожу, а только летаю, едва касаясь щелочи. Вбігаю в лес - грибы. У лозы - ежевика. В кусты - орехи. В озере воду скаламучу - рыба».

Сенокос был оптовый. При распределении копен почти всегда была драка, ибо кому-то казалось, что его обделили. Особенно воинственным был дед.

Малый услышал, как заскрипели плоты на Десне, и поинтересовался у отца, кто то плывет. Отец сказал, что то издали, орловские, русские люди, из России. Тогда парень спросил, а они кто, разве не русские? Отец сказал, что нет: «А кто там нас знает... Простые мы люди, сынок... Хохлы, те, что хлеб обрабатывают. Так Сказать, мужики мы. ... Когда-то казаки, говорят, были, а сейчас только званіє осталось».

Погодой на сенокосе, говорили, лет полтораста заведовала ворона. Она все видела и слышала, предвещала дождь. Однажды отец, рассердившись на птице за дождь, который она накаркала, попросил охотника подстрелить ее. Но ворона сразу же перелетела на дуб за Десну. Потом вернулась и накаркала такого дождя, что он погноїв все сено.

Лучшим косарем был дядя Самуил. Его так и звали - Косарь. Хоть и малообразованный, даже к хлебопашеству неспособен, он орудовал косой, как хороший маляр кистью. Он мог бы обкосить вене земной шар, чтобы трава была хорошая и хлеб и каша.

Единственным на всю округу охотником был дядя Тихон. Но мог подстрелить дичь не часто, потому что хромал, из старинного ружья часто отваливался курок, а то и вовсе забывался дома. Кроме того, стрелял только уток, на другое рука не поднималась. Да и диких зверей было мало - заяц, еж, хорек. Волки перевелись. А вот львы, считал мальчик, водились, хоть и редко. Как-то плыли они с отцом на лодке по Десне. Только подумал про льва, а тот и появился. Сказал отцу, тот не поверил, а действительно увидев зверя, сильно ударил веслом по воде. Лев рыкнул, прыгнул и исчез. Ночью мальчику было страшно и так жалко льва. Ему так страстно захотелось развести львов и слонов, чтобы было красиво везде и не совсем спокойно». Второго дня оказалось, что лев действительно сбежал из клетки во время крушения поезда под Бахмачем. Но-гулять ему пришлось недолго.

Нельзя не упомянуть и о Пирата, пожилого и почтенного пса, который долго жил у них. Как-то он потерялся на ярмарке в Борзне. Только через пять недель пришел - изнуренный, худой. Метров за сто упал наземь и пополз к хозяевам, своим видом и голосом выражая полноту собачьего счастья, чем растрогал всю семью.

Лошади водились в них разные - хитрые, злые, испуганные, озабоченные или завороженные. Как-то Саша подслушал их разговор о том, что работы много, корм плохой, еще и хозяин бьет, не зная, что бьют не их, а свою недолю. С тех пор парень ни разу не ударил коня.

На Свят-вечер за окном послышались девичьи голоса и попросили разрешения поколядовать. Девушки спели о том, как молодец Сашечко по улице ходил, хотел продать коня, а конь попросил не делать этого - он же его верный друг, не раз выручал из беды, не продам он его и по сей день.

Прошли сенокос и жатву, поспели яблоки и груши. Парню сшили длинные штаны и повели в школу. Учителем был Леонтий Созонович Опанасенко, старый, нервный и злой. Саша так его испугался, что едва смог назвать свое имя. А на вопрос, как зовут отца, сказал: «Отец!» Учитель сделал вывод, что тот не развит, и отослал прочь. Саша очень горевал.

Все это о старое село, старый дом, старого коня. И теперь уже рослый художник размышляет: «Я не приверженець ни старого села, ни стариков, ни старины в целом. Я сын своего времени и весь принадлежу своим современникам. Когда же оборачиваюсь я к колодцу, из которого пил когда-то воду, и к моей белой приветливой хижины, и посылаю им в далекое прошлое свое благословение, я делаю только ту ошибку, которую делают и будут делать, и сколько будет стоять мир, души народные живые всех эпох и народов, вспоминая о незабываемых волшебство детства».

«Современное всегда на пути из прошлого в будущее». Много в жизни Сашиных родителей было неурядицы, тьмы, печали и плача. Всю жизнь они прожили несчастливо, топя горе в водке и ссорах. Всего же у них было только тяжелой работы.

Но все это было давно. Одна только Десна осталась в воспоминаниях неизменной. Теперь уже нет таких рек - с тайнами, со спокойствием, с водяными, русалками и мірошниками. «Зато много дачников теперь купается в трусах на зло рабочим людям, в горячий летнее время и, очевидно, на досаду, так чего же мне еще так стыдно отдыхать там, где работают люди?»

Герой-рассказчик говорит: «Благословенна будь, моя нетронутая девица Десно, что, вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрішав, чувствовал себя неисчерпаемо богатым и щедрым...» Может, именно благодаря ей, «время глядя вниз, не потерял счастье видеть... звезды даже в будничных лужах на жизненных путях».

Комментарий

Киноповесть «Зачарованная Десна» - произведение автобиографическое. Подается в двух планах - как воспоминания маленького Саши и как размышления зрелого художника. С теплотой автор вспоминает своих родных, у каждого из них он видит красивое, неповторимое. Любуется природой родного края, которая и во взрослом возрасте дает ему вдохновение к творчеству, примеры гуманизма. Хоть много случалось сожаления и плача в былые времена, что-то было вечное и прекрасное - умение работать, любить, жить в гармонии с природой.

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО

(1894-1956)

О. Довженко родился в с. Вьюнище (теперь г. Сосница Черниговской обл.) в крестьянской семье. На отлично закончил Сосницкое четырехклассное училище, затем Глуховский учительский институт. Три года спустя был преподавателем естественных наук, участвовал в спектаклях, много читал, организовал фольклорный хор. В 1917 году поступил на экономический факультет Киевского коммерческого института, живо интересовался общественно-политической жизнью. В 1921 году ему пришлось работать в посольстве в Варшаве, в следующем году - в представительстве УНР в Германии. Там он частно учился живописи. В 1932 году Довженко вернулся в Харьков и стал известным художником-иллюстратором в газете за подписью «Саша». Был членом литературных организаций «Гарт» и «ВАПЛИТЕ». В течение 1923-1933 годов работал на Одесской кинофабрике и Киевской студии художественных фильмов. В 1930 году О. Довженко снял картину «Земля», которая на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году была названа одним из 12 лучших фильмов мира. Вместе с женой, актрисой Ю. Солнцевой, художник уезжает в длительную заграничную командировку до столиц стран Европы.

С 1933 года Александр Петрович через конфликт работает на «Мосфильме». Выходят оптимистичные фильмы кинорежиссера, он приобретает популярность в этом жанре искусства.

Во время Второй мировой войны О. Довженко был военным корреспондентом, находился в гуще событий, воочию видел все ужасы войны, героизм простых воинов. Написал ряд новелл, киноповесть «Украина в огне», которая была запрещена лично Сталиным. За «идеологически правильный» фильм «Мичурин» художник получает Государственную премию, работает профессором института кинематографии. В 1956 году в журнале была опубликована его «Зачарованная Десна», тогда же была завершена и работа над киноповести «Поэма о море». Александр Петрович умер на съемочной площадке. Его дело продолжила жена.