Образ Ярославны в «Слове...» глубоко лирический, проникнутый
нежностью и лаской, овеянный мнением о мир, покой, домашний очаг. В нем
воплощенная печаль и забота родины о своих воинов. Это глубоко поэтический образ
женщины, олицетворение супружеской верности, моральной чистоты. Вкарбовується в
память юная фигура в Путивле на валу; она вся - ожидание, тревога, переживания и
скорбь. Ярославна предстает перед нами не как княгиня, а как обычная русская женщина,
что горячо любит своего мужа-воина, свою батьківщину. ее плач по мужу -
это плач русской женщины, которая в личном горе болеет за судьбу не только Игоря, но и
жалеет его храбрых воинов; она вспоминает и успешный поход Святослава Киевского
против половцев:
Широкий Днепр, не малый!..
Текучи в землю Половчана,
Носил еси на байдаках
На Половчан, на Кобяка
Жену тую
Святославлю...
Поражение Игоря - горе всего русского народа, поэтому волнующий
лиризм плача Ярославны приобретает широкого гражданского, патриотического звучания.
Следуя народной поэзией, автор «Слова...» уподобляет Ярославну кукушки, чайке
(«Полечу, - говорит, - зигзицею, Той чайкой-вдовой...»). Природа, к которой
обращается Ярославна, - полна могучих стихий и сил, которые персонифицируются,
приобретают человеческих свойств. Именно их - ветер, Днепр, солнце - она призывает,
просит, умоляет помочь Игорю вернуться из плена, пощадить его воинов.
Легкий, крылатый хозяйка!
Зачем на могучем крыле
На вой любії мои,
На князя, ладо мое милое,
Ты хану метаєш стрелы?
Природа будто
откликается на ее страстные слова - Игорь бежит из плена; ему помогают и
река, и камыши, и разнообразная птица. Он возвращается, чтобы снова защищать
родную землю. Образ Ярославны относится к благороднейших и самых совершенных
женских образов в мировой литературе. Высокие человеческие чувства, тонко подмеченные
и воссозданы автором «Слова...», выдержали испытание временем. Пройдя сквозь
века, Ярославна волнует и современного читателя своей нравственной силой, благородством,
чистотой.