Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Воплощение красоты и верности в образе Ярославны (по поэме «Слово о полку Игореве»)

Взяться за раскрытие этой темы меня побудило необычное чувство, которое родилось в моей души во время чтения «Слова» и которое продолжает волновать и сейчас. Среди суровых событий лихолетья 1185 года, что в моем воображении отождествляются с солнечным затмением, золотым лучиком сияет образ Ярославны. ее песня-плач волшебной струной звенит и пронизывает почтенную рассказ о тяжелых и печальные события нашей истории, а сам образ княгини смущает душу, вызывает восхищение и уважение. Перечитывая произведение еще раз, ты уже не можешь равнодушно или спокойно следить за событиями в «Слове», потому что понимаешь, что каждая из них ранит сердце нежной, полной беззащитной любви женщины. Так, ее чувства, ее любовь к своему «лада» внешне беззащитного: военный поход Игоря против половцев, жестокие битвы, пребывание князя в плену, даже сами силы природы - все становится тяжелым испытанием для Ярославны. Но, кажется, каждая клеточка ее соткана из надежды на лучшее и мольбы о милости для любимого. И хоть в «Слове» автор отводит образу княгини немного места, и за своим величием и красотой он перевешивает, на мой взгляд, много других образов. И разве это удивительно? Ведь Ярославна - своеобразный символический образ, в котором отдельные украинские женщины, что стали вдовами или были разлучены с мужчинами-воинами. Вот она стоит как воплощение мужественной красоты и непоколебимой верности на кремлевской башни - «на забрале», откуда открывался вид на степной берег расстоянием примерно на день конного пути. Мы знаем, что ее столица - Новгород-Северский, но автор умышленно перенес ее на самый край княжества, в Путивль. И это нас еще больше тревожит, потому что после Каялы хан Гзак взял его в осаду и у тех стен, где стояла Ярославна, полыхал огонь. И раненное горем сердце княгини не замечает опасности: вся ее внимание направлена на спасение любимого. Она плачет, она молит силы природы, как будто призывает разделить с ним тоску и любовь. Сначала мне показалось, что она упрекает и ветру и Днепру и солнцу за их немилость к Игорю, но потом я поняла: это вырывается из ее души боль и превращается в заклинание: О Днепр Славутиче!
Ты пробил еси каменные горы сквозь землю половецькую.
Ты лелеял еси на себе ладьи Святослава
до стана кобяка.
Прилелій, господине, мою строя мне,
чтобы я не слала ему слез на море рано.
Может, именно потому, что Ярославнині заклинания так напоминают нам украинские причитания, мы еще больше озабочены страданиями нашей древней соотечественницы. Мы видим в ней прекрасное воплощение' женской любви, грустно заботы и, бесспорно, надежд на счастье. Она свято верит в силу своей любви, которое исцелит милого, достаточно ей только осуществить единственное желание:
Полечу, - рече, - я чайкой по Дунаю,
омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
утру князю кровавые его раны
на могучем его теле.
С непревзойденным мастерством раскрыл образ княгини в поэзии «Плач Ярославны Тарас Шевченко. Каждое слово вкарбовується в сердце, остается в памяти, будоражит душу. А когда прочитаешь финальный самовирок «Погиб ладо - и я погибну!», вдруг понимаешь, что такой беды не может случиться - это было бы высшей несправедливостью относительно святого и страдницького любви Ярославны. Можно было бы много писать, насколько меня захватил образ Ярославны, как он мне понравился. Но я твердо уверена, что со страниц «Слова» вошла в моя жизнь человек, которая стала одной из самых любимых моих героинь и, возможно, образцом мужества в нелегкие минуты.