Сочинение
Воплощение красоты и верности в образе Ярославны (по поэме «Слово о полку Игореве»)
Взяться за раскрытие этой темы меня побудило необычное
чувство, которое родилось в моей души во время чтения «Слова» и которое продолжает
волновать и сейчас. Среди суровых событий лихолетья 1185 года, что в моем воображении
отождествляются с солнечным затмением, золотым лучиком сияет образ Ярославны.
ее песня-плач волшебной струной звенит и пронизывает почтенную рассказ о тяжелых и
печальные события нашей истории, а сам образ княгини смущает душу, вызывает
восхищение и уважение. Перечитывая произведение еще раз, ты уже не можешь равнодушно или спокойно
следить за событиями в «Слове», потому что понимаешь, что каждая из них ранит сердце нежной,
полной беззащитной любви женщины. Так, ее чувства, ее любовь к своему «лада»
внешне беззащитного: военный поход Игоря против половцев, жестокие битвы,
пребывание князя в плену, даже сами силы природы - все становится тяжелым
испытанием для Ярославны. Но, кажется, каждая клеточка ее соткана из
надежды на лучшее и мольбы о милости для любимого. И хоть в «Слове» автор
отводит образу княгини немного места, и за своим величием и красотой он
перевешивает, на мой взгляд, много других образов. И разве это удивительно? Ведь Ярославна
- своеобразный символический образ, в котором отдельные украинские женщины, что стали
вдовами или были разлучены с мужчинами-воинами. Вот она стоит как воплощение
мужественной красоты и непоколебимой верности на кремлевской башни - «на забрале», откуда
открывался вид на степной берег расстоянием примерно на день конного пути.
Мы знаем, что ее столица - Новгород-Северский, но автор умышленно перенес ее на
самый край княжества, в Путивль. И это нас еще больше тревожит, потому что после Каялы
хан Гзак взял его в осаду и у тех стен, где стояла Ярославна, полыхал
огонь. И раненное горем сердце княгини не замечает опасности: вся ее внимание
направлена на спасение любимого. Она плачет, она молит силы природы, как будто
призывает разделить с ним тоску и любовь. Сначала мне показалось, что она упрекает и
ветру и Днепру и солнцу за их немилость к Игорю, но потом я поняла: это
вырывается из ее души боль и превращается в заклинание: О Днепр Славутиче!
Ты пробил еси каменные горы сквозь землю половецькую. Ты лелеял еси на
себе ладьи Святослава до стана кобяка. Прилелій, господине, мою
строя мне, чтобы я не слала ему слез на море рано. Может, именно потому, что
Ярославнині заклинания так напоминают нам украинские причитания, мы еще больше
озабочены страданиями нашей древней соотечественницы. Мы видим в ней
прекрасное воплощение' женской любви, грустно заботы и, бесспорно, надежд
на счастье. Она свято верит в силу своей любви, которое исцелит милого, достаточно ей
только осуществить единственное желание: Полечу, - рече, - я чайкой по Дунаю,
омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на
могучем его теле. С непревзойденным мастерством раскрыл образ княгини в
поэзии «Плач Ярославны Тарас Шевченко. Каждое слово вкарбовується в сердце,
остается в памяти, будоражит душу. А когда прочитаешь финальный самовирок
«Погиб ладо - и я погибну!», вдруг понимаешь, что такой беды не может случиться -
это было бы высшей несправедливостью относительно святого и страдницького любви
Ярославны. Можно было бы много писать, насколько меня захватил образ Ярославны,
как он мне понравился. Но я твердо уверена, что со страниц «Слова» вошла в
моя жизнь человек, которая стала одной из самых любимых моих героинь и, возможно,
образцом мужества в нелегкие минуты.
|
|