Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНТЕЛЕЙМОН КУЛИШ

Показ любви к Украине в романе Пантелеймона Кулиша «Чорна рада»

Роман Пантелеймона Кулиша «Черная рада» занимает в украинской литературе особое место как первый украинский исторический роман. Его основой были реальные события, произошедшие после Переяславской рады 1654 г. из-за обострения борьбы за гетманом после смерти Богдана Хмельницкого.

Сам П. Кулиш был не только выдающимся писателем, историком, этнографом, языковедом и культурным деятелем - тема исторического прошлого Украины волновала его лично, как человека не равнодушного к судьбе собственного народа, на примерах прошлого искала ответы на вопросы своей современности и делилась ими с читателями. «Горячий Панько» (так писатель сам себя называл) горячо любил свою Родину, и не удивительно, что эта любовь проходит сквозь весь роман и становится неотъемлемой частью характеристик образов рыцарей-казаков.

«Как надо спасать Украину, безразлично мне и летом, и раны», - говорит паволоцкий полковник Шрам. Кстати, его устами и устами Якима Сомка автор нередко выражает собственные мысли. Государственнические взгляды отстаивает наказной гетман Сомко, который имеет собственное мнение и относительно внутреннего устройства Украины («Пусть и мещанин, и простолюдин, и казак стоит за свое право; тогда будет на Украине и правда и сила»), и относительно ее места в отношениях с другими народами. Хотя он ориентирован на союз с Москвой против Польши, но только на условиях Гадячского пунктов, которые гарантировали Украине почти полную независимость: «Не дурак был Выговский, который написал их, только дурак, что з'якшався с ляхами». Без этого: «Что мне сии князья и бояре? Что это они надумали - шматовати Украину? Наше казацкое право, никто міждо нас не вмешивайся!». Идея национального единения, по его мнению, является залогом нездоланості украинского народа.

Собственно, все, что делает Сомко, он делает ради интересов Украины. Личные интересы, любовь, любое другое, кроме любви, для Акима ничего не стоят. Других людей он также, как и Шрам, оценивает по критерию преданности своему народу и Родине.

И именно последнее беспрекословно отождествлять со взглядами самого писателя уже не стоит. П. Кулиш был не только высшим за подобное упрощение - он неоднократно предостерегал против него, в том числе и на страницах «Черной рады». Так, идеальный герой, с его точки зрения, обязательно должен быть патриотом Украины, но не каждый патриот автоматически становился идеальным героем.

Украину любят Сомко и Шрам. Украину любит Черевань: хотя при обычных обстоятельствах он заботится больше о своем личном благосостоянии, однако в трудные времена готов снова вернуться к борьбе, и доказать, что он «не Барабаш». Но Украину так же искренне любят и запорожцы, которые поддерживают на «черной раде» Брюховецкого. Они также готовы отдать жизнь во имя этой любви к Родине, и вместо этого осуществляют собственными руками коварные замыслы Иванца. Среди них - такие неоднозначные фигуры, что в целом вызывают симпатию, как Кирилл Тур и старый Филин. Так в чем же дело?

П. Кулиш, в отличие от большинства своих современников, считал носителем традиций не запорожцев, а городовое казачество - первые, по его мнению, стали «пропащей силой»: в отличие от времен противостояния с поляками, что принесло им славу, позже там собрались «гольтяпаки», в них «что вожак, то и гетман», «да уже без юродства в их не бывает». Они отважные и гонористі - но именно стихийная анархическая запорожцев, их нежелание признавать над собой любую устойчивую власть и не дали удержать Украине виборену Хмельницким государственность. Они готовы идти на риск, даже на самопожертвование во имя Украины, и беды будет больше чем пользы «...когда не стало ни ума, ни правды на Украине».

Именно любовь к Украине и опасения за ее дальнейшую судьбу заставили писателя предупреждать, что не следует воспевать это чувство, если оно не подкреплено умом, культурой. В роман и «Черная рада» эта идея приходится больше за сюжет, в «Хуторній поэзии» ее передано открытым текстом.

«Может, это только на науку миру и пустил господь Украину в руки харцизякам, - говорит уже заключенный Каким Сомко, что было время осмыслить причины своего проигрыша. - Нельзя, видимо, иное, как только горем да бедой довести людей до ума».

Дорого досталась эта наука Сомкові. Еще дороже - украинской земли, которую на много десятилетий обтянула страшная Руина.

Осознав свою ошибку, Тур и Филин порывают с Брюховецким, разочаровываются другие простые казаки, міщане, селяне, все, кто поверил был в пустые обещания, правда выходит наружу - и поздно, надо было раньше думать: беда уже содеянное...

Очень важно любить родную землю. Но только любовь, подкрепленная культурой, способна завоевать ей благосостояние. Важно иметь разум - но если за ним стоят лишь эгоизм и низость, рано или поздно такой человек вызовет презрение и ненависть и тоже проигрывает. Умник Брюховецкий оказался способным победить Сомика - но «после этого и принял справедливое наказание от гетмана Дорошенко: пропал под палками собачьей смертью».

Выход - в сочетании ума и любви к Родине. К такому выводу ненавязчиво подводит П. Кулиш, который всю жизнь стремился вывести родной народ и украинскую литературу на дорогу мирового культурного развития, идея эта остается актуальной и до сих пор.