Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Тактовик - міжсистемна форма стихосложения, основой соизмеримости в которой есть изохронизм віршорядків и такое расположение слов в них, которое делает возможным их членение на такты. Сторонники музыкального взгляда на Т. (или же тактометр) выводят его от понятия "такт" (от лат. tactus - прикосновение рукой, в музыке - прикосновение к пульту дирижера, чем определяется скорость темпа) - единица музыкального ритма, небольшая часть музыкального движения, которая включает в себя один ударный момент (акцент) и один или несколько не ударных. Размер такта указывается при нотном ключе: 4/4, 3/4, 6/8 и т.д. Один и тот же музыкальный такт может включать разное количество слогов словесного текста в вокальной музыке, не нарушая метра, по простым математическим принципом: 4=2+2=3+1=1+ 1 + 1 + 1 = 1,5 + 0,5 + 2 и т.д

Античное стихосложение предусматривало такое исполнение произведения, в котором пение речитативом или музыкальное сопровождение играли, очевидно, значительную роль. Античная грустная стихотворная стопа напоминает музыкальный такт, потому что при одинаковом количестве мор она может включать разное количество слогов, заменять одну стопу другой той же длины (например, дактиль - спондеем: - ∪ ∪= - -), или обе эти стопы имеют по четыре моры и т.п. Аналогичное явление наблюдаем в современной метрической восточной поэзии. К тактово-музыкальной организации метра близкий и народное стихосложение. Украинская коломыйка может рассматриваться во многих случаях как строки из четырех тактов, каждый из которых включает в себя четыре состава; но количество складов может сокращаться до трех, двух и даже одного, только более протяженных, от чего равномерность тактов не нарушается.

Музыкальность тактовика должно ощущаться на слух: пусть то будет нерівноскладова свадебная песня "Ой глянь, девушка, через калач...", шедевр тичининського "кларнетизму» - "Арфами, арфами...", фольклорная стилизация Драча:

Ой то я Леда, ой то я Лада,

Аж на меня билл лебедик с небесонька пада

("Баллада о двух лебедях").