СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ
Социальная направленность, реализм и народность песен И. П. В пьесе котляревского «Наталка Полтавка»
Всемирно известный русский композитор П. Чайковский отмечал: «Бывают счастливо одаренные натуры и так же бывают одаренные народы. Такой народ-музыкант - это украинцы».
Листая страницы истории, мы видим, что именно в поэтических строках песен украинский народ сохранился как нация с викінченою культурой, благозвучным языком, богатыми традициями и обычаями. А собрать воедино, осветить богатство души народной, заклеймить позорное, что есть в обществе, призваны были «одаренные натуры», мастера пера. Именно таким человеком, которая пыталась раскрыть своеобразие, песенность народа, и был выдающийся украинский писатель, автор знаменитой «оперы малороссийской» «Наталка Полтавка» Иван Петрович Котляревский, гений которого вырос на глубоком знании народных традиций.
В сюжетную ткань пьесы автор ввел двадцать два песенные номера - преимущественно арии, несколько дуэтов, трио, финальный хор - и сделал это так искусно, что песни стали не только внешней отделкой, но и сделали произведение высокохудожественным, национально самобытным, народным, реалистичным.
Создавая пьесу, писатель использовал сюжеты лучших образцов народного творчества, что так правдиво и ярко передавала трагедию несчастной девушки, которую обстоятельства заставляли выйти замуж за нелюбимого.
Наталья исполняет песни «Веют ветры, веют буйные», «Видно пути полтавськії», «Ой мать, мать! Сердце не считает», изливая печаль и тоску, что окутывают любящее сердце.
А может понять чувства простой крестьянской девушки богатый возный Тетерваковский, принципы которого в словах:
Всякий, кто выше, тот низшего гнет,-
Дужий безсильного давит и жмет,
Бедный богатого определенный слуга,
Повинуется, гнется пред ним, як дуга!
Видимо, нет, потому что не способен он понять глубину души девушки. Этот персонаж исповедует свою философию, оправдывая социальное неравенство, несправедливость, ложь и хищничество в переработанном стихи Г.С. Сковороды «Всякому городу нрав и права».
Наталья вынуждена была подать полотенца нелюбимому ради спокойствия матери, которая болела за судьбу дочери, желала счастливой обеспеченной жизни.. С глубоким взволнованным чувством Терпилиха исполняет песню «я тебе дочь, не добра желаю».
И.П. Котляревский с особой симпатией изобразил образы бурлаков-батраков Петра и Николая. Оба они были сиротами, но не повиновались злой судьбы, сохранили жизнерадостность. Именно эти герои произведения исполняют песни патриотического звучания: «гомон, Гомон, гомон по дубраве», «Ворскло, река небольшая», «И шел казак с Дона домой», что подчеркивают их любовь к родному краю.
Итак, народность произведения заключается прежде всего в показе автором духовного превосходства представителей простого народа, искренних, трудолюбивых, честных. А основным источником изображения образов были народные песни, которые выигрывают в произведении радужными красками, смущают душу, звучат в момент особого психологического напряжения.
Лиричность обработки писателем песен «Солнце низенько, вечер: близенько», «Ветер веет горой, любивсь Петр со мной», «Дед рудый, баба руда» тонко передает дух народного творчества.
Со своими волшебными песнями пьеса «Наталка Полтавка» пошла по всей Украине. Это произведение приобрел популярность среди народа. Позже популяризации пьесы в Украине способствовала прекрасная музыка М. Лысенко, созданная на основе народных мелодий. А мастерское исполнение партий В. Петрусенко, И. Козловским, 3. Гайдай и другими мастерами сцены снова и снова подчеркивал неоспоримую истину: народ наш «счастливо одаренный».
Бессмертность произведения. Котляревского обусловлена яркостью, народностью, реализмом песен, которые не дают погаснуть очагу одаренности украинской нации.
|
|