Иван Драч. Имя это не было для меня новым. Знала его уже как человека, видела по телевидению. Слышала о нем как о человеке выступления на сессионных заседаниях Верховной Рады, поняла, что волнует его положение родного языка, судьба Украины, народа. Но настоящим открытием стал для меня Иван Драч после знакомства с его поэзией. Необычную, новую, ее мало понимать только сердцем, надо воспринять еще и умом. У поэта свое личное мироощущение, система метафорических образов, нетрадиционная форма стиха. Признаюсь, что много стихов были для меня непонятными после первого знакомства, поэтому пришлось перечитывать еще раз, чтобы понять их глубину и философский смысл.
Человек, природа, достижения науки... Все переплелось в его поэзии, как и в жизни. Человек - часть природы. Она стремится постичь своим разумом вселенную, изменить его законы, поставить природу себе на службу. Но всегда успешно? Это одна из основных проблем, которую стремится решить художник.
Солнце - источник жизни на земле. К нему тянется все живое. Свет великое, всемогущее, оно способно превратить человека в растение. В этом уверяет нас поэт в «Балладе о подсолнух». Образ солнца проходит через все творчество Ивана Драча. Поэзия для него является Храмом Солнца, в котором он живет и в который вводит нас.
Окружающий мир проступает в каждой поэзии художника. Он слышит «шум осокоря ночью», «ветер, малый колиханець», слышит, как «соловей, запоздалый любовник, витьохкує целую ночь», чувствует «юную музыку снега». В его сердце просится «ветка ивы». Он видит, как «заломились ноги у василька, заросились лепестки, запеклись голубые уста».
«Крик петуха» напоминает поэту детство. Его внимание привлекает «одинокая ласточка на проводе - одним одна, самотина», что не улетела в теплые края. Он понимает ее печаль, сожаление расставания с родной землей. «Не так трудно и человеку покидать родину?» - думаю я.
А вот еще одна прекрасная поэзия «Человеко-птицы, птахолюди - мы». Приснилось поэту, что он не человек, а птица, что стремится вырваться из тюрьмы на волю. Люди - сторожа становятся им на пути. В конце птицы взяли по человеку под свои сильные крылья и понеслись на волю. Птицы - ощущение пространства, непокорности, свободы. И произошло чудо:
Ибо в людях крылья прочь раскрылись,
А у птиц омолодились души...
Человек должен вырваться из серой рутины, стать выше всего мелочного, жить в гармонии с природой. В этом убеждает нас художник.
Наш безумный XX век. Развивается наука, меняется мир. Теперь человек стремится покорить природу, поставить ее себе на службу. Она не задумывается над тем, что, уничтожив ее, сама окажется в затруднении. Мелеют реки, потому что на них строят ГЭС. Водоемы загрязняются, потому что в них спускают отходы с предприятий-гигантов. Воздух становится ядовитым из-за выбросов заводов. Мирный атом АЭС становится смертоносным через человеческую халатность. Все это болит поэту. Он не может стоять в стороне от экологических проблем. И поэтому обращается к каждому из нас в «Оде совести». Лирический герой - не враг прогресса, он восхищается достижениями науки, но предостерегает:
Над ученым пусть сияет моральное табу:
Ни грамма науки для зла.
Пугалом для человечества стала атомная бомба, и поэтому поэт требует: «Намордник на бомбу!». Он тревожится за судьбу планеты, каждого человека, поэтому и призывает к гуманизму:
Жить. Творить. Мир беречь.
Светить человеку на целые миры.
Стынут звезды. Но чутко и зорко
Только ты не холонь-потому, людинонько-зорко!
1986 год... Небывалая трагедия в Украине - авария на Чернобыльской АЭС. Ужас охватил не только украинцев, но и весь мир. Смертоносное радиоактивное облако не знает границ. Поэт-мыслитель «тяжело пишет, зболено размышляет, словами горькими наполняет лист...». И так рождается «Чернобыльская мадонна». Это не просто поэма, а крик души, жгучая боль художника. Боль за потерянные молодые жизни, за тех, кто погиб в саркофаге. Материно горе не знает границ. Каждое утро солдаты, которые работают в мертвой зоне, видят след от босых женских ног. Что ведет сюда эту женщину, эту «солдатскую мадонну», что помогает ей пройти все стражи? Только верная материнская любовь.
Как постичь горе людей, которые вынуждены покинуть дом, могилы родителей - все родное - и идти в неизвестность? Поэтому и возвращается в эту мертвую пустыню иметь. Как защитить людей от радиации?
Где найти километры целлофана
На рукотворное Киевское море
Или хотя бы на зачарованную Десну,
С которой Киев воду пьет?!
Поэт возмущается, что имеем «за мудрость всемирную глупых академий, платить бессмертием - жизнью молодым...»
Ужас охватывает каждого, когда видит на Крещатике сумасшедшую женщину с куклой, замотанной в лохмотья. В глазах ее месть, проклятие тем, кто привел к трагедии, кто не дал родиться ее сыну.
Кто она, Чернобыльская Мадонна, которая не дает покоя ни физикам, ни поэтов? Они вымаливают у нее прощения, боятся ее мести.
Смотрела Истина с вечной высоты,
Из-под черного полотенца - Чернобыльская
наша Мадонна.
И если у нас в душе осталась на дне хоть капля совести, если чувствуем за собой вину, то помните, что планета наша - «это больное дитя», которое требует заботы. К этому призывает нас поэт.