КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
«Колыбельные песни - жанр народной семейной лирики, специфическое содержание и форма которой функционально обусловленные присиплянням ребенка в люльке. Определяющий в колыбельной песне не смысловой, а звуковой (ритмо-мелодический) компонент».
«Колыбельные песни - лирические песенные произведения, которые выполняются матерью (реже отцом или другими членами семьи) над колыбелью ребенка для того, чтобы ее усыпить» (Лановик Зоряна, Марьяна Лановик).
«Колыбельная песня - один из жанров детского фольклора, преимущественно коротенькие песенки, выполненные обычно над детской колыбелью с четко определенной целью - усыпить ребенка» («Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии»).
«Колыбельная песня - срок фольклористическая. В народе еще и сейчас употребляют глагольных форм: петь при люльке или петь кота. Выражение «петь кота» возник из обычая, когда в новую колыбель клали кота, качали его и напевали при этом колыбельной песни. А после этого ритуала клали в колыбель ребенка и пели ей, пока она не засыпала» (Анатолий Иваницкий).
«Колыбельная (колыбельная песня) - жанр народной лирической песни. Колисанку поет мать (изредка бабушка), чтобы убаюкать, залюляти, усыпить, приспиваты ребенка. Колыбельные преимущественно короткие. Ритм и темп - обусловленные темпом качания. Мелодия - напевное, несложная. Цель колыбельные - соответствующими движениями, монотонным пением и приятными ребенку словесными оскорблениями побудить ко сну малого слушателя. Музыкальная и словесная форма и самый смысл колыбельные указывают на древнее ее происхождения, на его родство с магическими внушениями - заговорами» (Анатолий Волков).
«Колыбельные песни выделяются в отдельный цикл, потому что имеют четко очерченные тематику и функцию, они предназначены только для одного слушателя - ребенка и имеют только одного исполнителя - мать или близкого человека» (Наталья Шумада).
Функции колыбельных песен (за Натальей Сивачук): - практически-бытовая, - познавательная, - эмоциональная, - морально-этическая, - психотерапевтическая, - формирование эстетического чутья.
«Наряду с традиционными обещаниями бытуют импровизированные. Они мало зафиксированы фольклористами именно через свою импровизационность. В функции колыбельных могут бытовать произведения других жанров: семейно-бытовая, общественно-бытовая песня, баллада» (Анатолий Волков).
«Исполнение колыбельных песен отличается от «взрослого» мелоса. Особенность пения зависит от усталости матери, ее настроения или работы, которую она могла обычно выполнять параллельно с укачиванием (вышивание, прядение, вязание). Колисанко ный оборот вроде «а-а-а», «баю-баю-баю», «люли, люли, люли» является мелодическим распевом-вокализацией, который приобретает расширенного вида и перерастает в регулярный припев, который имитирует ритм покачивания. Повторяемость по спевок и колебательно-наследственный движение способствуют выполнению колыбельными песнями их главного назначения - укачивать и успокаивать младенец» (Наталья Сивачук).
«Самым устойчивым мотивом в украинских колыбельных песнях есть призывания или приглашение сна до ребенка. Сон представляли наши предки как существо, которое может войти в человека и выйти из нее, может успокоить, усыпить, ввести в состояние абсолютного покоя. ...В древности сон воспринимался как несвойственный человеку физическое состояние, которое наступает в результате действия каких-то сил, духов. Такими силами являются антропоморфічні образы Сна и дремоты, в которых и обращается иметь в колыбельных песнях. ... Сон и Дремота уподобляются до людей, они ходят, поют, делят обязанности («ты будешь трепать, а я буду усыплять»)» (Наталья Сивачук).
«Колыбельные песни и образно-тематической структурой, и интонационно-ритмическим строением родственные с заговорами. Как колыбельные песни, так и заговоры произносятся речитативом, полушепотом. Это интимная беседа, которая должна идти тихо, плавно, не нарушая гармонии, тихой музыки сфер, это диалог со Вселенной, души и сердца. Заговоры и колыбельные песни имеют такие общие черты: а) и колыбельные песни, и заговоры возникли в период, когда произошел окончательный переход от охоты к земледелию, когда матриархат пришел на смену патриархата, когда женщина почиталась как символ плодородия... и властно входили в духовную жизнь людей культы огня... воды, земли-кормилицы, солнца, месяца, зерновых культур и изделий из них; б) колыбельная песня имеет такую же магическую функцию, что и заговоры, - привлечь определенное качество или действие, свидетельством чего являются словесные формулы пожелания ребенку; в) и в замовляннях. и в колыбельных песнях персонажами выступают магические существа (Сон-Дрема, «спанья»), тотемные животные (шишки, кот, чайка, кукушка); г) как и в замовляннях. так и в колыбельных песнях речь обращена к всего белого Мира: птиц, котика, калины, березы, ветра; д) в обоих жанрах повествование разворачивается по аналогии, желаемое должно стать действительностью, слово - делом... есть) интонационно-ритмическая строение колыбельных песен подобная интонационно-ритмического строения заговоров» (Наталья Сивачук).
|
|