Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ


«Колыбельные песни - жанр народной семейной лирики, специфическое содержание и
форма которой функционально обусловленные присиплянням ребенка в люльке.
Определяющий в колыбельной песне не смысловой, а звуковой
(ритмо-мелодический) компонент».

«Колыбельные песни - лирические песенные произведения, которые выполняются матерью
(реже отцом или другими членами семьи) над колыбелью ребенка для того,
чтобы ее усыпить» (Лановик Зоряна, Марьяна Лановик).

«Колыбельная песня - один из жанров детского фольклора, преимущественно
коротенькие песенки, выполненные обычно над детской колыбелью с четко
определенной целью - усыпить ребенка» («Восточнославянский фольклор.
Словарь научной и народной терминологии»).

«Колыбельная песня - срок фольклористическая. В народе еще и сейчас
употребляют глагольных форм: петь при люльке или петь кота. Выражение
«петь кота» возник из обычая, когда в новую колыбель клали кота,
качали его и напевали при этом колыбельной песни. А после этого
ритуала клали в колыбель ребенка и пели ей, пока она не засыпала»
(Анатолий Иваницкий).

«Колыбельная (колыбельная песня) - жанр народной лирической песни. Колисанку
поет мать (изредка бабушка), чтобы убаюкать, залюляти, усыпить,
приспиваты ребенка. Колыбельные преимущественно короткие. Ритм и темп -
обусловленные темпом качания. Мелодия - напевное, несложная. Цель
колыбельные - соответствующими движениями, монотонным пением и приятными ребенку
словесными оскорблениями побудить ко сну малого слушателя. Музыкальная и
словесная форма и самый смысл колыбельные указывают на древнее ее
происхождения, на его родство с магическими внушениями -
заговорами» (Анатолий Волков).

«Колыбельные песни выделяются в отдельный цикл, потому что имеют четко
очерченные тематику и функцию, они предназначены только для одного
слушателя - ребенка и имеют только одного исполнителя - мать или близкого
человека» (Наталья Шумада).

Функции колыбельных песен (за Натальей Сивачук):
- практически-бытовая,
- познавательная,
- эмоциональная,
- морально-этическая,
- психотерапевтическая,
- формирование эстетического чутья.

«Наряду с традиционными обещаниями бытуют импровизированные. Они мало
зафиксированы фольклористами именно через свою импровизационность. В
функции колыбельных могут бытовать произведения других жанров:
семейно-бытовая, общественно-бытовая песня, баллада» (Анатолий Волков).

«Исполнение колыбельных песен отличается от «взрослого»
мелоса. Особенность пения зависит от усталости матери, ее настроения или
работы, которую она могла обычно выполнять параллельно с
укачиванием (вышивание, прядение, вязание). Колисанко ный оборот
вроде «а-а-а», «баю-баю-баю», «люли, люли, люли» является мелодическим
распевом-вокализацией, который приобретает расширенного вида и перерастает
в регулярный припев, который имитирует ритм покачивания. Повторяемость по
спевок и колебательно-наследственный движение способствуют выполнению колыбельными
песнями их главного назначения - укачивать и успокаивать
младенец» (Наталья Сивачук).

«Самым устойчивым мотивом в украинских колыбельных песнях есть призывания или
приглашение сна до ребенка. Сон представляли наши предки как существо, которое может
войти в человека и выйти из нее, может успокоить, усыпить, ввести в
состояние абсолютного покоя. ...В древности сон воспринимался как несвойственный
человеку физическое состояние, которое наступает в результате действия каких-то сил, духов.
Такими силами являются антропоморфічні образы Сна и дремоты, в которых и
обращается иметь в колыбельных песнях. ...
Сон и Дремота уподобляются до людей, они ходят, поют, делят
обязанности («ты будешь трепать, а я буду усыплять»)» (Наталья
Сивачук).

«Колыбельные песни и образно-тематической структурой, и
интонационно-ритмическим строением родственные с заговорами. Как колыбельные
песни, так и заговоры произносятся речитативом, полушепотом. Это
интимная беседа, которая должна идти тихо, плавно, не нарушая гармонии,
тихой музыки сфер, это диалог со Вселенной, души и сердца.
Заговоры и колыбельные песни имеют такие общие черты:
а) и колыбельные песни, и заговоры возникли в период, когда произошел
окончательный переход от охоты к земледелию, когда матриархат
пришел на смену патриархата, когда женщина почиталась как символ
плодородия... и властно входили в духовную жизнь людей культы огня... воды,
земли-кормилицы, солнца, месяца, зерновых культур и изделий из них;
б) колыбельная песня имеет такую же магическую функцию, что и заговоры, -
привлечь определенное качество или действие, свидетельством чего являются словесные формулы
пожелания ребенку;
в) и в замовляннях. и в колыбельных песнях персонажами выступают
магические существа (Сон-Дрема, «спанья»), тотемные животные (шишки, кот,
чайка, кукушка);
г) как и в замовляннях. так и в колыбельных песнях речь обращена к
всего белого Мира: птиц, котика, калины, березы, ветра;
д) в обоих жанрах повествование разворачивается по аналогии, желаемое должно
стать действительностью, слово - делом...
есть) интонационно-ритмическая строение колыбельных песен подобная
интонационно-ритмического строения заговоров» (Наталья Сивачук).