Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ПОЭЗИЯ
ИСТОРИКО-МЕМУАРНАЯ ПРОЗА
Григорий Сковорода
Всякому городу - обычай и права

Всякому городу - обычай и права,

Всякий имеет свой ум голова:

Всякому сердцу - любовь и тепло,

Всякеє горло свой вкус нашло.

Я же в плену навязчивых дум:

Только одно беспокоит мой ум.

 

Барские Петр для чинов трет уголки,

Федор-купец обмануть прыткий,

Тот строит дом свой на новый манер, ,

Другой гендлює, возьми проверь!

Я же в плену навязчивых дум:

Только одно беспокоит мой ум.

 

Тот непрестанно стягает грунта,

Сей иностранны заводит скота.

Те на ловлю готовят собак,

В сих дом, как улей, гудит от гуляк,

Я же в плену навязчивых дум:

Только одно беспокоит мой ум.

 

Ладит юриста на свой вкус права,

Из диспутов ученику трещит голова.

Тех беспокоит Венерин амур,

Всякому голову крутит свой дур.

У меня же заботы только одни,

Как с ясным умом умереть мне.

 

Знаю, что смерть - как коса замашна,

Даже царя не обойдет она.

Безразлично смерти, мужик то ли царь, -

Все пожрет, как солому пожар.

Кто же пренебрежет ее страшную сталь?

Тот, у кого совесть, как чистый хрусталь...

 

Комментарий

В стихотворении «Всякому городу - обычай и права...» Г. Сковорода размышляет над тем, что многие люди находятся в плену своих пагубных пристрастий, напрасно тратят жизнь, обманывают других, наживаются за их счет. В же лирического героя поэзии есть одна забота, одна забота -- как прожить жизнь честно, по совести. Но смерть никого не пощадит - ни царя, ни мужика, и предстать перед ней спокойно может лишь тот, у кого «совесть, как чистый хрусталь». Каждая строфа стихотворения заканчивается одной мыслью - о чем должен заботиться человек. В произведении много перелічень, сравнений, остроумных высказываний, которые характеризуют тщеславие людей. Этот стих выполняется как песня, использованный И. Котляревским в пьесе «Наталка Полтавка».

Г. С. Сковорода - выдающийся украинский философ, просветитель, писатель. Родился в с. Чернухи на Полтавщине в небогатой казачьей семье. Владел многими талантами - хорошо пел, играл на многих музыкальных инструментах, сочинял музыку к собственным стихам, имел педагогический дар, знал несколько иностранных языков.

Учился в Киево-Могилянской академии, был певцом придворной капеллы в Петербурге, выезжал в составе российской миссии за границу и путешествовал Венгрией, Словакией, Польшей, знакомясь с культурой народов этих стран.

Затем преподавал поэтику в Переяславском и Харьковском коллегиумах, был домашним учителем у помещика Степана Томары. Не гнался за богатством и славой, к преподаванию подходил творчески, писал собственные учебники, далекие от официальных установок, поэтому долго нигде не удерживался. Отдавал предпочтение свободном, спокойном путешествующем жизни, не обремененному бытовыми хлопотами.

Написал сборник «Сад божественных песен», «Басни харьковские», несколько философских трактатов и притч.

С его жизнью связано много легенд и тайны. Стремился к самопознанию и самосовершенствованию, выдвинул идею «работы». Умер в с. Ивановцы на Харьковщине (теперь с. Сковородиновка Золочевского района), там же и похоронен. На могиле эпитафия: «Мир ловил меня, но не поймал».