Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВИКТОР БЛИЗНЕЦ

«Звук паутинки» удивительной красоты мира

(по одноименной повести В. Близнеца)


Когда-то давно, в раннем детстве, мама рассказывала мне сказки, герои которых, как мне казалось, находились где-то здесь, рядом, в ней тем комнате, а на день прятались в шкафах, за буфетом, книжными полками...

Я даже осторожно открывала дверцу Шкафа: а ну как прищемлю какого-то маленького человечка!

Ощущение таинственности мира, сказочности окружающего с возрастом отошел в потаенные уголки моей души... А у Виктора Близнеца, видимо, нет! Его герой повести «Звук паутинки» Ленька видит серебряного человечка, который не боится Сопухи, слышит звук паутинки, дружит, как с живым, с собакой Рексом, что его давно убил сосед Глипа ...

Даже сердечные, добрые люди не понимают Леньку, ибо «засосал» быт: мать жалуется, когда после дождя «затекла хата», подставляет корыто и тазик, куда капают «руди, перемешанные с глиной слезы» домика. А для малого Леньки в «избе зазвучала музыка».

Таким же волшебным было и Льончине «кино»: круглое глазок в ставни, где выпал сучок.

Только большой фантазер смог бы увидеть кино с Вишневыми Пушинками в лучах, которое падает утром через «круглое окошко-дучко». В. Близнец умеет услышать «звук паутинки» и дает прислушаться к нему каждого читателя вместе со своим героем: имя Льончиного взрослого друга Адама - толстое, а вот «Нина - тонкое, прозрачное имя».

Автор показывает, что и среди взрослых есть те, что слышат «звук паутинки»: не потерял детской способности видеть и понимать этот мир Адаменко, юный ученый, прибыл к бабе Сірохми, как он сам говорит, «помирать». Адам впитывает последние дни, времена жизнь в себя, как губка. Может, преждевременное ожидание смерти пробудило в взрослому человеку детское восприятие мира?

Ленька, Адам, Нина, собака Реке живут в каком-то другом, фантастическом потустороннем мире, кричит, плачет, кричит, просит, чтобы нашлась родственная душа: «Надо, чтобы кто-то и был. Чтобы лежал рядом, грелся на солнце, слушал тебя... Я хочу друга. Хочу, чтобы кто-то ко мне пришел». И пусть автор не выделяет предложения восклицательными знаками, но одиночество в этих неописуемо тоскливые словах Леньки! Поэтому, видимо «приходит» к нему душа пса Рекса, а в пугливых глазах матери застывает вопрос: «Какой Реке?!»

В. Близнец понимает необходимость творить с нашим поколением подростков о самое важное - жизнь и смерть, правду и ложь, любовь и ненависть...

Трагедией для Леньки становится смерть Адама, который делал опыты по созданию «атомного солнца». Автор учит нас не только видеть и слышать «звук паутинки», но и быть мужественным.

Фантастическая невеста Адама Нина учит Леньку и вместе с ним нас, читателей, быть верными своим друзьям, своим детским впечатлением от необычного мира с «павуковим радио», с «парусником из сосновой коры», с фонариком-грибком...

С горечью В. Близнец пишет, вкладывая в уста Нины грустные слова: «Так, ты забудешь меня... У меня друзей много было, они выросли, купили себе мотоциклы, транзисторы, билеты на футбол. И когда я прихожу к ним в гости, они смотрят на меня сонными глазами и не узнают».

Автор также громко призывает нас оставаться в душе навсегда детьми, воспринимать мир необычным и красивым, цветным. Этим повесть В. Близнеца родственная стихотворением Л. Костенко Цветные мыши». Поэтому не дайте умереть в нашей душе звука паутинки!