СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ
«Эней был парубок моторный...» (по поэме Ивана Котляревского «Энеида»)
Появление поэмы Ивана Котляревского «Энеида» считают началом новой украинской литературы, к создателям которой принадлежат такие выдающиеся художники, как Тарас Шевченко и Пантелеймон Кулиш, также писали живым украинским языком. «Энеида» стала первым печатным произведением новой украинской литературы, представив к тому же довольно редкий жанр - пародию, а точнее - травестію, по законам которого писатель должен следовать заимствованного сюжета и творить свои образы на его основе. Впервые оно было выдано еще в 1798 году, но позже автор переделывал поэму вплоть до 20-х годов XIX столетия, а в полном объеме она увидела свет лишь в 1842 году.
«Энеида» Вергилия еще до Котляревского претерпела немало травестійних переделок. В украинской «Энеиде» герои латинской поэмы предстают переодетыми в украинские костюмы, под их масками скрываются украинские господа, чиновники и казаки. Писатель детально воссоздал в поэме особенности национального характера украинцев, а также народной жизни и быта своих современников в целом, настолько, что ее иногда считают энциклопедией украинской этнографии тех времен.
Созданы Котляревским образы яркие, колоритные. Главным героем поэмы является троянский царевич Эней - «парубок моторный и парень хоть куда казак». Вместе с троянцами - «ватагой разбойников», «осмалених, как гиря, оборванцев» - он бежал из разрушенной Трои искать новых берегов. Аркадському царю Евандру Эней представился как «Кошевой Эней троянец». Даже с первых строк видно, кем он является на самом деле. Так, троянцы Котляревского очень напоминают запорожцев. Ироничность изображения вызвана не желанием как-то унизить героев - казаки у Котляревского веселые и остроумные, жизнерадостные, а их поступки демонстрируют и другие черты - упорство, храбрость, мужество.
Кое-кто из литературоведов безосновательно пытался обвинять Котляревского, будто он смеялся вообще из всего народа, но другие (М. Максимович, М. Дашкевич) в ответ напоминали, что, во-первых, «Энеида кажется шутливой только при поверхностном взгляде», а во-вторых, автор изображал жизнь в стиле народной поэзии, которая одинаково потешалась над всем, что попадало ей под веселое время песнетворчества». Это - здоровый юмор, а не сатира, его сущность в том, чтобы, посмеиваясь, утверждать положительные черты действительности, а не осуждать их (хотя элементы сатиры в поэме также присутствуют, но не в отношении Энея и троянцев). Смех «Энеиды» делает народное бытие не низменным или уродливым, а только земным, что не отрицает и героизма, он помогает осветить сложность явлений, их неоднозначность и единство одновременно. Нет предела разнообразию проявлений человеческой природы: Эней, описанный в начале как голодранец, становится любовником царицы (разве это не усиление контраста с помощью смеха?), а потом - историческим героем.
При этом Эней у Котляревского все время ведет себя именно как настоящий человек с ярким характером и неоднообразным внутренней жизнью: он может быть и легкомысленным, «купается в браге», умеет «чертики пускать», зажигательный. Но каждый живой человек может вести себя по-разному в разных ситуациях, что совсем не противоречит целостности характера. Следовательно, ничего удивительного, что такой вот в обыденной существовании, Эней при других обстоятельствах начинает действовать как храбрый предводитель или величественный и мудрый государственный деятель. Он способен устанавливать дипломатические отношения и выигрывать битвы. Кстати, относительно последнего, в начале поэмы было известно, что Эней:
...знает военное ремесло;
Умом и своей храбрістю
В опрічнеє попал число.
Почему бы читателю и не посмеяться немножко из симпатичного героя, пока вокруг него все в порядке - у Энея еще будет время доказать, чего он на самом деле достоин, что он не только гультіпака, а рыцарь «к добру с натуры склонний», «истинный человек». Конечно, события войны писатель изображает совсем в другой тональности, чем сцены танцев и возлияний, поэтому и Эней на поле боя:
Прямой, как сосна, величавый, Бывалый, способен, тертый, резвый.
Такими же предстают и его друзья-троянцы: разбойники и пьяницы, когда доходит до серьезного дела - превращаются в настоящих героев, готовых «до последней капли крови защищает свою свободу».
В образах Энея и троянцев Котляревский изображает интересный, особенный, и при этом существующий на самом деле тип людей, которые отличаются крайностями во всем - хоть в еде и выпивке, хоть в радости, хоть в драке. Они одновременно проходимцы и рыцари, бродяги и герои. Все в них гиперболизированное, заостренные. Этим стихийно-буйным характерам будто тесноват целый мир. Нечего и надеяться кому-то победить такой народ.
И не забывайте, кого именно изображает И. Котляревский в виде троянцев. Котляревский увлекается бесшабашностью и храбростью казацкого войска, и это увлечение сочетается у него с патриотизмом демократического содержания.
А в целом, и мастерски изображенные образы героев вместе с бытом, что их окружает, и эстетика поэмы, и идейное ее содержание - все это преподносит поэму «Энеида» И. Котляревского на высшую ступень в украинской литературе XVIII века, открывая новую эпоху в формировании украинского языка и литературы.
|
|