Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ

«Эней был парубок моторный...» (по поэме Ивана Котляревского «Энеида»)

Появление поэмы Ивана Котляревского «Энеида» считают началом новой украинской литературы, к создателям которой принадлежат такие выдающиеся художники, как Тарас Шевченко и Пантелеймон Кулиш, также писали живым украинским языком. «Энеида» стала первым печатным произведением новой украинской литературы, представив к тому же довольно редкий жанр - пародию, а точнее - травестію, по законам которого писатель должен следовать заимствованного сюжета и творить свои образы на его основе. Впервые оно было выдано еще в 1798 году, но позже автор переделывал поэму вплоть до 20-х годов XIX столетия, а в полном объеме она увидела свет лишь в 1842 году.

«Энеида» Вергилия еще до Котляревского претерпела немало травестійних переделок. В украинской «Энеиде» герои латинской поэмы предстают переодетыми в украинские костюмы, под их масками скрываются украинские господа, чиновники и казаки. Писатель детально воссоздал в поэме особенности национального характера украинцев, а также народной жизни и быта своих современников в целом, настолько, что ее иногда считают энциклопедией украинской этнографии тех времен.

Созданы Котляревским образы яркие, колоритные. Главным героем поэмы является троянский царевич Эней - «парубок моторный и парень хоть куда казак». Вместе с троянцами - «ватагой разбойников», «осмалених, как гиря, оборванцев» - он бежал из разрушенной Трои искать новых берегов. Аркадському царю Евандру Эней представился как «Кошевой Эней троянец». Даже с первых строк видно, кем он является на самом деле. Так, троянцы Котляревского очень напоминают запорожцев. Ироничность изображения вызвана не желанием как-то унизить героев - казаки у Котляревского веселые и остроумные, жизнерадостные, а их поступки демонстрируют и другие черты - упорство, храбрость, мужество.

Кое-кто из литературоведов безосновательно пытался обвинять Котляревского, будто он смеялся вообще из всего народа, но другие (М. Максимович, М. Дашкевич) в ответ напоминали, что, во-первых, «Энеида кажется шутливой только при поверхностном взгляде», а во-вторых, автор изображал жизнь в стиле народной поэзии, которая одинаково потешалась над всем, что попадало ей под веселое время песнетворчества». Это - здоровый юмор, а не сатира, его сущность в том, чтобы, посмеиваясь, утверждать положительные черты действительности, а не осуждать их (хотя элементы сатиры в поэме также присутствуют, но не в отношении Энея и троянцев). Смех «Энеиды» делает народное бытие не низменным или уродливым, а только земным, что не отрицает и героизма, он помогает осветить сложность явлений, их неоднозначность и единство одновременно. Нет предела разнообразию проявлений человеческой природы: Эней, описанный в начале как голодранец, становится любовником царицы (разве это не усиление контраста с помощью смеха?), а потом - историческим героем.

При этом Эней у Котляревского все время ведет себя именно как настоящий человек с ярким характером и неоднообразным внутренней жизнью: он может быть и легкомысленным, «купается в браге», умеет «чертики пускать», зажигательный. Но каждый живой человек может вести себя по-разному в разных ситуациях, что совсем не противоречит целостности характера. Следовательно, ничего удивительного, что такой вот в обыденной существовании, Эней при других обстоятельствах начинает действовать как храбрый предводитель или величественный и мудрый государственный деятель. Он способен устанавливать дипломатические отношения и выигрывать битвы. Кстати, относительно последнего, в начале поэмы было известно, что Эней:

...знает военное ремесло;

Умом и своей храбрістю

В опрічнеє попал число.

Почему бы читателю и не посмеяться немножко из симпатичного героя, пока вокруг него все в порядке - у Энея еще будет время доказать, чего он на самом деле достоин, что он не только гультіпака, а рыцарь «к добру с натуры склонний», «истинный человек». Конечно, события войны писатель изображает совсем в другой тональности, чем сцены танцев и возлияний, поэтому и Эней на поле боя:

Прямой, как сосна, величавый, Бывалый, способен, тертый, резвый.

Такими же предстают и его друзья-троянцы: разбойники и пьяницы, когда доходит до серьезного дела - превращаются в настоящих героев, готовых «до последней капли крови защищает свою свободу».

В образах Энея и троянцев Котляревский изображает интересный, особенный, и при этом существующий на самом деле тип людей, которые отличаются крайностями во всем - хоть в еде и выпивке, хоть в радости, хоть в драке. Они одновременно проходимцы и рыцари, бродяги и герои. Все в них гиперболизированное, заостренные. Этим стихийно-буйным характерам будто тесноват целый мир. Нечего и надеяться кому-то победить такой народ.

И не забывайте, кого именно изображает И. Котляревский в виде троянцев. Котляревский увлекается бесшабашностью и храбростью казацкого войска, и это увлечение сочетается у него с патриотизмом демократического содержания.

А в целом, и мастерски изображенные образы героев вместе с бытом, что их окружает, и эстетика поэмы, и идейное ее содержание - все это преподносит поэму «Энеида» И. Котляревского на высшую ступень в украинской литературе XVIII века, открывая новую эпоху в формировании украинского языка и литературы.