Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ИВАН ФРАНКО

Созвучность поэзии. Франко с народно творчеством

Фигура Ивана Франко в истории украинской литературы - это фигура великана духа, представителя народных дум и стремлений. Живой непрерывный связь с народными корнями предоставил его творчеству ту художественную правдивость, что питает настоящую, сердцем писаную поэзию.
Поэтическое наследие Ивана Франко созвучна с народно творчеством. Он чувствовал и удачно использовал в своих стихах песенное образность, обрабатывал жанровое разнообразие фольклорного клада, замечательную ритмомелодику украинских песен.
В цикле «Веснушки» мы находим органические для народного миропонимания образы и мотивы. Просыпается природа, на весеннее поле выходит пахарь, жаждущая земля ждет хороший засев:
 
Судьба грядки капле,
Красоту сажает, разум сеет.
(«Ой в поле за дымовое?..»)
 
Поэтическое воображение Франко гармонично сочетает собственные художественные находки с традиционной образной системой, воплощенной в народных песнях («месяц-князь», «ясное личенько», «девушка-цветок пахучая», «девушка-зірничка», «слезы-росы», «рум'янеє личико»). Нередко находим в Франковій поэзии своеобразно проработаны и наполнены новым содержанием народные паралелізми:
 
Развивайся ты, высокий дуб,
Весна красна будет!
Распадутся узы віковії,
Проснутся люди!
(«Развивайся ты, высокий дуб...», из цикла «Украина»).
 
Характерны для его творчества и народно противопоставление. Например, в стихотворении «Женское сердце! Или ты лед студеный...» из цикла «Сонеты» поэт спрашивает, чем есть загадочное женское сердце - льдом студеным или цветом весны?
Но ярче всего прослеживается связь с народными песнями в лирической драме Франко «Увядшие листья». Целые строфы дышат этим песенным очарованием:
 
Неси меня, конь, по чистому полю,
Как вихрь, что тут гуляет,
Ачень, убегу я от страшной боли,
Что сердце мое разрывает.
(«Безграничное поле в снежном завою...»)
 
Поэтическое богатство фольклорных традиций нашего народа полнее всего воплотилось во «Втором пучка» «Увядшие листья». Здесь наталкиваемся на удивительно мастерской фольклорные стилизации: «Зеленый явор, зеленый явор...», «Ой ты, девушка, из ореха зернышко...», «Красная калина, чего в лугу гнешься?», «Ой ты, дубочках кудрявый...», «Ой сожаления мой, сожаления...». Об органическом родстве этих стихов с песенным народным творчеством убедительно свидетельствует то, что некоторые из них действительно стали народными песнями.
А про песню «Как услышишь ночью край своего окна», составленную на стих Франка, мало кто знает как о произведении литературного происхождения, настолько близка она к народному духу. Свидетельством этого является существование большого количества вариантов текстов и музыки, основой для которых стало стихотворение И. Франко. Непосредственность переживаний, яркая образность и удивительно гармоничная ритмомелодика - первейший залог успеха этой поэзии в народном восприятии:
 
Как услышишь ночью край своего окна,
Что-то плачет и всхлипывает трудно,
Не тревожься, не збавляй себе сна.
Не смотри в ту сторону, моя пташка!
Это не та сирота, без мамы блука,
Не голодный нищий, моя зорко;
Это отчаяние моя, невтишима тоска,
Это любовь моя плачет так горько
(«Как услышишь когда-то...»)
 
Поэтическое творчество Ивана Франка обозначена тем мастерством, которое формирует тонкое чувство родного слова и усвоения многовекового народно-песенного опыта, который является тем бесценным сокровищем, его Франко чтил превыше всего:
 
Колодец и с живой, чистой водой -
То творческий дух народа, а хоть в сумм увитый,
Поет до сердца сердцем, языком живым.
Как начало колодца нам на все закрыт,
Так песня и из тайных источников ллєсь слезой,
Чтобы сердце наше чистым жаром зажечь!
(«Народная песня», из цикла «Сонеты»)
 
II
 
«Песня и труд - большие две силы»
/. Франко
 
В народе говорят: хорошее начало - половина дела. Наглядным подтверждением этой истины могут служить «начала» творчества многих писателей-классиков, их «першовірші» (по названию одноименной антологии), где нередко задававсь камертон на всю последующую жизнь. Творческий путь Ивана Франко начинался сонетом «Народная песня»:
 
Колодец и с прекрасными струями -
То люда моего дух, что, хоть в сумм увитый,
Поет до сердца сердцем и словами.
 
Франко сразу же не только почувствовал, но и услышал песенное звучание духа своего народа. В детстве ему часто пела мать, а уже гимназистом, ходил по украинским селам, собирая в блокнот фольклорные жемчужины (наиболее полное их собрание вышло в свет в виде книги «Народные песни в записях Ивана Франко»). Изучал те жемчужины умом, оставив нам глубокие исследования: «Студии над украинскими народными песнями», «Женская судьба в русских народных песнях» и др.; а главное - приобщался к ним сердцем, выводя из их духа собственную поэзию и считая этот дух «божеским». Декларации с «юных дней, дней весны» реализовались в художественной практике мастера на протяжении всего творческого пути.
Достаточно нескольких шедевров: «Не забудь, не забудь...», «Ой ты, девушка, из ореха зернышко...», «Красно калина, чего в лугу гнешься?» - чтобы воочию убедиться в органической созвучности поэзии. Франко с народными песнями. Ведь все эти произведения сразу же стали ими. Положенные на музыку композиторами М. Лысенко, А. Кос-Анатольским, Бы. Яновским, они выполняются не только с концертной сцены, но и живут в народе бытуют во время будней, говорят к сердцу в пору праздников их ритмомелодика очень легко воспевается, а простота и меткость художественных средств очень часто вводит в заблуждение исполнителей, которые не слишком добросовестно изучали в школе родной словесности. Людям кажется, что у этих песен нет автора», что они - из той же безымянной сокровищницы народного творчества, что и другие их любимые произведения. Вот - наивысшая награда!
Можно долго любоваться эпитетами и сравнениями, почерпнутыми из фольклорного источника и одновременно выстраданными лично («из ореха зернышко», «колючий терновник», «устонька - тихая молитва», «грома с блакиту»), но еще интереснее, чем формальный, выдается содержательный аспект.
Общеизвестная песня «Время рекой плывет» начинается со стихотворения Б. Лепкого. Встреча двух людей, некогда любивших друг друга, «за Лепким», врывается на тихім вздохе. Мужчина и женщина расходятся, согласившись со своей разлукой. И народу этого, оказывается, мало! В варианте песни, которая исполняется на свадьбах, после Лепкого вступает Франко («Как услышишь ночью возле своего окна...»). Влюбленные в него «так просто» не разойдутся. Драматизм, небывалое напряжение внутреннего умиления - эти черты оказываются столь же необходимыми для полнокровного звучания народной песни, как и ностальгия, нежность, тонкий лиризм...
Но и этим не исчерпывается глубина «сотрудничества» И. Франко с духом народного творчества. Он умел не только писать стихи, но и писать «из поэзии». Шедевр Франко драматургии- «Украденное счастье»- вывелся из песни-хроники «Песня о шандаря». Целая пьеса - из одной песни!
Народными становились также общественные стихи Франко: «Не пора...» - гимн духа нации, «Развивайся ты, высокий дуб...», «Вечный революционер». Они выполнялись тогда, когда народ осознавал себя Народом!
Франко поэзия не просто созвучна с народной песней. Она сама является народной песней. Ведь ее создатель - «сын народа, что вверх идет», «выгоду-ваний твердым мужицким хлебом» гений, что вознес до мировых вершин дух своего народа, воспитывал его Народом. И воспитывает дальше...