Цель: усвоить понятие о сказке как жанре фольклора и ее разновидности; развивать навыки пересказа прочитанного, устного зв"язного речи; воспитывать у школьников интерес к чтению.
Оборудования; выставка сказок народов мира.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Эпиграфы
Говоря будто о зверях, она одной бровью
подмигивает на людей...
Ив. Франко.
Тысячи вещей в жизни забудете, а тех волн, когда вам люба
мама или бабушка повествовала
байки, не забудете до смерти
Ив. Франко
И. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Применение изученных напам"ять пословица"ел и поговорок.
- Раскройте значение пословица"ел и поговорок.
- Чем отличается поговорка от пословицу.
- Сегодня на урок я принесла "волшебную шкатулку». Предлагаю открыть ее и посмотреть, что находится внутри. (коллективная работа) (Отрывки из сказок, дети из ящика извлекают и зачитывают)
Из какой сказки эти отрывки? Назовите автора произведений.
1. Вдруг полночь конь заржал...
Страж быстренько встал,
посмотрел под рукавицу -
и увидел кобылицу.
чисто-белая и десны,
грива волнами спадала,
чистым золотом сияла... "конек-Горбунок" П. Ершов украинском языке перевел М. Рыльский
2.Якось вечером, когда солнце так красиво заходило, из-за кустов появилась стая прекрасных больших птиц. Утенок никогда не видел таких прекрасных созданий. Снежно-белые, с длинными гнучкимим шеями - то были лебеди . (Г. Андерсен "Гадкий Утенок")
3. Шло время, а соли в королевстве не хватало. Марушка знала, где она растет, и хоть сколько люди ее брали, никогда не могли выбрать до конца. Отец больше всего любил Марушку, и все люди ее любили и были бесконечно благодарны за доброту и щедрость. (Божена Німцова "Соль дороща за золото")
4. Как дойдет принцесса пятнадцати лет, то уколется веретеном и умрет. (братья Гримм "Заколдованная красавица")
5. У него была черная, как уголь, борода, длинная, до земли; ходя, он наступал на нее ногами. Рот имел широкого, как печь, глаза сверкали, как два красных фонаря. В руках он держал замашний нагайка, сплетенная из змеиных и лисьих хвостов. (Карло Коллоди "Приключения Пиноккио")
6. Мотор кашляет, - сказал он.- Надо будет залететь в мастерскую, чтобы его там смазать. Конечно, я и сам мог бы сделать это, ведь я лучший в мире моторист. И вот времени нет... ("Повесть о Карсона, который живет на крыше" Астрид Линдгрен)
Назовите известный персонаж
7. Он живет под горой в корнях Дерева жизни. У него множество слуг, которые стерегут колодец с целебной водой. Его легко можно обмануть, но он мстительный и на зло отвечает злом. Может вызвать засуху, насылать на людей мор, когда его не почитают и не приносят ему жертвы. С ним связано много сказочных сюжетов. (Змей-Горыныч)
8. Встреча с ней опасна и непредсказуема. Ведь ее считают посредницей между живыми и мертвыми. А ее избушка - врата в мертвое царство. Через это такой тяжелый бывает путь, подсказанный ею. Не всякому випадаєповернутися обратно целым и невредимым. (Баба Яга).
9. Это имя демона зимы, что часто использовалось в слав янских сказаниях, сказках, преданиях. Имя этого сказочного персонажа эт связывали с загуслими облаками, которые не дают плодородного дождя; с кам»яне, неплодной землей, что мечтает о солнце; с воем метели; ведь происходит оно от старослов»славянского слова «кощ», что переводится как «сухой,тощий, хилый». (Кощей Бессмертный).
10. (Он), забыв об усталости, бежал впереди кареты и всем, кого встречал по дороге, приказывал одно и то же, так что король был очень доволен, что у маркиза Карабаса такие владения. ( Кот в сапогах)
2. Слово учителя
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Персонажи которые живут в волшебном сундуке надолго оставят нам приятное воспоминание. Теперь мы закроем нашу волшебную шкатулку. Сегодня мы с вами поговорими о сказки...
II. Объявление темы и цели урока.
III. Содействие и усвоения учащимися учебного материала
1. Вступительное слово учителя.
Все мы когда-то были маленькими, и поэтому очень любим сказки. Тогда под ласковую мамину сказку мы засыпали, а с годами сами научились читать и окунулись в этот удивительный захватывающий мир.
2. Словарная работа.
Сказка возникла очень давно.. Это один из старейших жанров фольклора.
Сказка - один из основных жанров народного творчества. Это эпическое художественное произведение устного происхождения, в основе которого - увлекательные рассказы о вымышленных событиях и явлениях, которые воспринимаются и переживаются как реальные.
3. Слово учителя (продолжение)
Сказка с давних времен отражала веру и надежду людей на лучшую жизнь, на счастье. Именно поэтому добро в ней обычно побеждало зло, умные, честные, трудолюбивые герои были сильнее лентяев и лжецов.
Часто реальные события переплетались с вымыслом, фантастикой. Поэтому положительным персонажам помогали и ковер-самолет, и сапоги-скороходы и шапка-невидимка, и живая и мертвая воды.
-Давайте еще раз из тетради зачитаем определение сказки. (несколько учеников зачитывают запись, остальные молча следит за прочитанным) Индивидуальная форма обучения
Общеприняты есть деление сказок на три группы:
- сказки о животных;
- волшебные сказки;
- бытовые сказки.
Сказки
О животных, Фантастические, Бытовые
Древнейшим является разновидностью сказки о животных. Любимые герои этих произведений - хитрунка-лиса, пугливый заяц, волк-лихоманець, мешковатый медведь. Борьба зверей за свое существование напоминает жизнь людей, их положительные черты или недостатки.
Волшебные сказки берут свое начало в мифических обрядах. В этих сказках отразилось стремление людей противостоять силам природы, мечты о лучшей жизни, о облегчения тяжелого физического труда.
В бытовых сказках отразилось реальную жизнь людей, социальные конфликты, которые возникали в обществе. Здесь бедный побеждает богатого, сообразительный солдат становится царем и правит справедливо, младший брат, которого все считают дураком и ничтожеством, благодаря своему доброму сердцу, смекалке, уму, получает, в отличие от среднего и старшего, счастье и богатство.
Все сказки имеют типовую постройку, к ее элементам относятся зачин, концовка, повторы(в большинстве случаев трехкратные).
- Итак, давайте еще раз вспомним, на какие три группы делятся сказки. (опрос учащихся, дети которые не могут высказать своего мнения зачитывают) (Индивидуальная форма обучения)
Сказка
Зачин Основная часть Концовка
- Известны зачины и концовки сказок. (зачитывание под тихую музыку Вивальди «Времена года» или если есть возможность использовать техническое средство телевизор и DVD показать зачины и концовки русских и укранских фильмов)
- за калиновиім моста,
на малиновом кусту
калачи медовые росли
и пряники с начинкой.
- Где-не-где, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были себе царь и царица...
- Когда-то было не так, как теперь; когда всякие чудеса делались на свете; когда и самый мир не тот был, что теперь... Теперь ничего нет...
- Так они себе живут и хлеб жуют, а я там была мед-пиво пила, по бооді текло, а во рту не было - коромыслом сено возят, охапкой воду носят, а хозяева на всю губу.
- Как был себе царь и царица, а в их дворе колодец, а в колодце - совок, моей сказке конец.
4. Беседа с учениками. (Детей можно разделить на группы и в виде игры провести беседу) (Групповая форма обучения)
- Назовите известные вам сказки.
- Попробуйте разделить их на группы.
- Пересказ учащимися прочитанных сказок народов мира (поговорки и пословица можно в них использовать).
ІУ. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания для контроля.
- Дайте определение сказки.
- Определите темы народных сказок.
- Какие вы знаете группы сказок?
- Как вы думаете, почему древнейшим разновидностью сказок есть сказки о животных?
- Какая построение сказки?
- На сегодняшнем уроке мы с вами очень плодотворно поработали , мы окунулись с вами в мир сказки, в мир детства, узнали какие типы казкок бывают, вспомнили во время игры любимых персонажей. Очень надеюсь, что урок для вас был интересный и содержательный. Поэтому на домашнее задание я предлагаю вам...
Домашнее задание: На выбор прочесть одну или две сказки, подобрать поговорки и пословица»я до ваших сказок. Нарисовать иллюстрации к сказкам.