Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Изображение героической борьбы украинского народа против иностранного нашествия в казацких летописях

В истории украинской литературы XVII-XVIII веков значительное место занимают летописи, главной темой которых было изображение освободительной войны 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого против польско-шляхетских захватчиков. Распространение этого жанра обусловлено тем, что он мог наиболее последовательно и полно отразить знаменитые события.

Вершину украинского летописания XVII-XVIII вв. составляют произведения Самовидца, Григория Грабянки и Самуила Величко. Они самое типичное среди тогдашних литературных произведений рассказывают об освободительной войне 1648-1654 годов, жизни народа, внутреннее и международное положение Украины.

Летопись Самовидца не привязан к определенной местности, а рассказывает о событиях, происходивших в период освободительной войны 1648-1654 годов и после ее окончания на всей украинской территории.

Выступая от имени казацкой старшины, Видевший оставляет в стороне интересы простолюдинов. Его волновали лишь притеснения со стороны польской шляхты казачества, прежде всего реестрового. Ведь накануне войны шляхта заставляла казаков «поиски делать, на службу замковую обратно... в дворах грубую, то есть печи топить, собак хандожити, дворы заметать и в других незносних дел приставляли».

Видевший даже осуждает участие посполитого люда в войне, считая, что трудящиеся массы не столько воюют против польской шляхты, сколько занимаются грабежом. Ему не нравилась идея слияния казачества с массой простолюдинов. Итак, Очевидец трактовал освободительную войну как борьбу зажиточного казачества, в частности старшины, за свои привилегии, а участие в ней народа - как средство освобождения от иностранного гнета.



В отличие от Самовидца, Григорий Грабянка подчеркивает исключительное единодушие народа в войне 1648-1654 гг. против польской шляхты. Услышав о войне, «народ на Украине от всех градов стікашеся, аки реки ко Хмелницкому на луга Дніпровії».

Центральное место в летописи занимают описания войны. Важнейшие битвы писатель выделяет отдельно и рассказывает о них в «сказаниях», своеобразных небольших рассказах, возможно подсказанных автору древнерусскими «сказаниями».

В своей работе над произведением Григорий Грабянка постоянно опирался на народнопоетичну творчество, в частности на героический эпос периода освободительной войны, который объективно воспроизводил ее дух, характер.

Важно подчеркнуть, что Григорий Грабянка не столько останавливается на подробностях военных событий, сколько говорит об их последствиях, дает им оценку, характеризует военные способности обеих воюющих сторон.

Летопись Самийла Величка - это большая историческая повесть, состоящая из ряда рассказов, созданных на богатом историческом материале. Сам автор подчеркивал, что его произведение является целостное «сказание», жизненная правда о героическом прошлом многострадального украинского народа.

С широким художественным размахом рисует Самойло Величко первую победоносную битву казаков с польской шляхтой. Он подробно останавливается на описании подготовки украинских воинов к бою, воспроизводит ход битвы. Автор прославляет военную мощь казачества, гений Хмельницкого-полководца, показывает несгибаемую волю украинского народа, его веру в победу. В победе украинского войска над польской шляхтой писатель видит не случайность, а закономерность. - восстал весь народ.

Таким образом, произведения Самовидца, Григория Грабянки и Самийла Величка - ценное достояние древней украинской литературы. Они знаменовали собой усвоение эстетики барокко отечественной историографии, стремление синтезировать новые художественные формы, стилевые приемы и традиции средневекового восточнославянского летописания и фольклорные принципы осмысления исторической действительности.