Пародия (греч. parоdia -- песня наизнанку, переработка на сміш ный лад) - один из жанров фольклора и художественной литературы, собственное юмористическое или сатирическое произведение, в котором имитируется творческая манера писателя ради осмеяния ее как не соответствующей новым художественным запросам. Иногда П. переінакшує содержание известного произведения, придает ему новое звучание, хотя не следует ее путать с бурлеском и травестією, которые имеют несколько отличные характеристики. Ввел П. эллинский писатель Гіппонакт (умер в 530 г. до н.э.). Это был распространенный жанр в античную сутки. "Циклоп" Еврипида - П. на "Одиссею", "Лягушки" Аристофана - на трагедии Еврипида и др. Обращался к П. М. де Сервантес ("Дон Кихот"), Е. Роттердамский ("Похвала глупости"), Ф. Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль"), Дж. Свифт ("Путешествия Гулливера") и др. Важное место занимает П. в украинском фольклоре (знаменитый "Письмо к турецкому султану" И т.п.); распространилась она во времена "низового барокко" в творчестве "мандрованих дьяков", а позже - И. Котляревского, П. Белецкого-Носенко, В. Самойленко, В. Эллана (Голубого), Юрия Клена и Л. Мосендза, известных под общим псевдонимом Порфирий Горотак, Остапа Вишни, Ю. Ивакина, А. Крыжановского и др. Классический пример П. дал К. Ураган, который подписывался псевдонимом Эдвард Стриха, раскрывая нищету "пролетарской поэзии" и издеваясь над шумных деклараций авангардистов; особенно донимал он антихудожественное "политике" коммунистической партии в литературе: Сделайте мне партийный билет.
Навдовжки - километр!
Навширшки - километр!
И напишите красным на огне.
Это - Эдвард Стриха -
рядовой
отрядов гениальных
гений!
Напишите:
Он слез не имеет,
этот Эдвард,
а кровь - барилами,
пожарами - огонь
в
себе
носит [...]
Сейчас к жанру П. обращаются представители неоавангардизма, в частности Бу-Ба-Бу, которые, обостряя тенденции смеховой культуры, указывают на "болезненные" процессы в литературной жизни, свои художественные принципы, связанные с імітат-искусством бывшего социалистического реализма. Кроме основного средства П., что заключается в иронической имитации висміюваного образца, в ней усиливается функция гиперболы, шаржирования некоторых особенностей литературного произведения (тематики, образного строя, композиции, персонажей, речи и т.п.), доведение их черт до абсурда ради достижения ожидаемого сатирически-комического эффекта.
|
|