Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Трагическое явление украинской эмиграции в новеллах В. Стефаника

Земли держаться надо,

потому как оторвемся от нее,

то будет и ей плохо

без нас, и нам нехорошо без нее.

Б. Лепкий

Родная земля превратилась

на мачеху, потому что не были ее

трудолюбивые сыновья хозяевами на ней.

В. Стефаник



Среди произведений В. Стефаника на особое внимание заслуживают те, где затрагивается проблема пролетаризации украинского села. Почти каждая новелла сборники «Синяя книжечка», «Каменный крест», «Дорога», «Мое слово» - это острая социальная драма, трагедия человеческой жизни; тупик, пропасть, с которыми лицом к лицу встретилось западноукраинское крестьянство, что вынуждено было бросать родные земли и искать счастья далеко за их пределами. Вспоминая об этом периоде творчества, В. Стефаник писал: «Я теперь борикаюся с пролетарієм сельским, с палием, с анархией. Пишу по ней, а собственно за себя. Потому что можно свои мучения и отчаяния класть кому-нибудь на плечи, чтобы нос между людей, чтобы ими зевал на мир, как большой раной... Я не могу целыми днями дрожать в лихорадке, ни не могу мозгом так вращать, чтобы увидеть все и малейшую гримасу пролетария».

Особое впечатление на читателя производит новелла «Каменный крест». Главные герои новеллы - крестьяне, лишенные самого главного, того, что составляет смысл жизни, или без чего жизнь не имеет никакого смысла. Они наделены способностью в неизмеримо большей степени от других людей переживать свою муку. Они не видят завтрашнего дня, не могут прогнозировать свое будущее. Они мучаются и терпят...

По своим настроением новелла «Каменный крест» трагическая. Но, как утверждает И. Денисюк, трагическая за ситуацией, а не с обреченностью героев, фатальністю их судьбы.

Вспомним жизнь Ивана. Оно прошло с лошадью и телегой при труда». Следы колес, копыт и широченных пят бедняка сдвигали и тревожили окружающей Среды, будто утверждая единство земли и космоса, что вызвана динамично-экспрессивной, но и очень тяжелым трудом.

Забитый, но умный от природы крестьянин осознает, что дальше жить так не сможет, а потому решает навсегда покинуть родную землю. Самый запоминающийся эпизод, когда Иван и его жена, одетые по-барски, заходят в дом, где собрались односельчане, в глазах которых не было радости.

Община рыдала: люди пришли не на провода, а на похороны. Дидухов хоронили заживо. Увидев их в новой одежде, соседи вдруг поняли, что их уже нет, что только их души остались витать над каменным крестом, «...а разведенные с ними тела в панськім наряде плывут совсем не в Канаду, плывут на кладбище».

Такое душевное состояние было и у супругов. Подтверждением этому является эпизод из текста: Иван ставит на холме каменного креста, высекает на нем свое и жінчине имя.

Отъезд в чужую страну разыграл в сердце Дидуха связь с миром. Большая тоска легла на его душу, и показалось крестьянину-пролєтарію, что жизнь покинула его, потому что он «каменей».

Страдания бедняка ассоциируется с черной пашней, что дрожит под солнцем, а слеза на глазах - выражение боли, символ невыносимой жизни, которое катится по мертвом камне.

И. Франко всем сердцем своим понимал проблему эмиграции. Творческой интуицией он чувствовал: отъезд до чужих земель - это разрыв единства с родным средой, ощущение будущего духовного кризиса. А если это истина, то сможет ли быть счастливым человек-эмигрант?! Безусловно, нет. В одном из стихотворений цикла «В Бразилии» писатель еще раз подтвердил основную мысль новеллы: на лицах тех, что собрались на вокзале, следует страданий, надежд напрасных; они - эмигранты.