Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Тема (греч. thеma - то, что лежит в основе) - круг событий, жизненных явлений, изображенных, представленных в произведении в органической связи с проблемой, которая из них встает и требует осмысления. Т. художественного произведения отличается от жизненных событий, явлений действительности тем, что она характеризует явление, воспринятое, увиденное художником. Т. имманентно связана с конкретно-чувственным, образным мышлением, тяготеет к сюжету как развития событий, в которых принимают участие персонажи. Таким образом, Т., сюжет, персонаж, проблема являются разными гранями целостного видения человеком действительности, поиска скрытой сущности, смысла бытия. С этого крепко злютованого объект-субъектного отношения рождается эстетическая идея произведения, которая выражает авторскую оценку изображенного, его понимание Т. как запроса-проблемы. Вот почему считается, что Т. и идея составляют идейно-тематическую (проблемно-тематическую) основу произведения, которая не преминул требует соответствующей жанровой структуры, конкретной композиции произведения и, наконец, выступает одним из стилетвірних факторов. Понимание и трактовка Т. как інспіратора образного мышления, конкретно-чувственной плоти проблемы (идеи) художественного произведения сосредоточивает внимание литературоведа на текстуальной реальности, предостерегает от абстрактных размышлений по поводу позатекстових реалий, связанных с Т. как эстетическим явлением. С другой стороны, когда писатель идет к Т. не под влиянием непосредственного контакта с действительностью, а выходит из воображаемого неміметичного мира, то это также означает, что Т. становится стимулом к творчеству. Автор выстраивает в воображении гротесково-причудливый художественный мир, структура которого нарушает, "исследует" проблему или, по крайней мере, рассчитывает, что созданная им структура поразит, заинтригует читателя. Так возникают визуальная поэзия, фигурные стихи, параболические произведения, тексты неоавангардистів, которые, собственно, пишут не "произведения", а конструируют "тексты", что тоже имеют определенную тему, ведь их названия хотя бы отдаленно на нее указывают. Таким образом, традиционный термин "Т." наполняется новым содержанием и его не обязательно надо соотносить только с литературными направлениями міметичного плана.