УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Какое литературное направление возник как отрицание классицизма?
Со второй половины XVIII в. в европейских литературах начал формироваться новое направление - сентиментализм. Название его взято из произведения английского писателя Л. Стерна «Сентиментальное путешествие».
Художественная система сентиментализма выросла из убеждения, что можно преодолеть трудности в человеческих и даже социальных отношениях, обратившись к чувствам человека, к его способности наслаждаться собственными эмоциями.
Согласно стоимостным считался тот художественное произведение, который мог тронуть человеческое сердце и душу. Этим прежде всего сентиментализм отличается от классицизма. Ведь писатель - класицист был рационалистом, опирался на законы разума. Он изображал человека и его чувства вообще, а не как индивидуальные, неповторимые. Прототипами классицистических героев были представители высших кругов общества - чиновники, лица, приближенные к царскому двору, аристократы или исторические лица. Писатели-сентименталісти стремились приблизиться к современной им жизни, обрисовать образы интеллигенции, крестьянства в их ежедневных заботах, мечтах, надеждах. Они видели свою задачу в том, чтобы показать очевидный факт - не только аристократы, но и простые, обычные люди умеют глубоко любить, страдать, надеяться. Классическими образцами сентиментальных произведений есть романы С Ричардсона («Памела»), Ж.-Ж. Руссо («Юлия, или Новая Элоиза»), И. В. Гете («Страдания молодого Вертера»). их герои - чрезвычайно чувствительные люди, нередко это приводит их к фатальному концу, как, например, героя и В. Вертера Гете. Через непреодолимое чувство к замужней женщине он покончил жизнь самоубийством. Изображая человеческие чувства, писатели-сентименталісти поетизують красоту природы, ее величие и вечность подчеркивают чувствительность героев, радости семейной жизни, которые нередко противопоставляются государственным интересам персонажей писателей-класицистів. Свой замысел писатели-сентименталісти чаще всего воплощали в такой художественной форме, как дневниковые записи, письма. Эти псевдодокументи создавали атмосферу непосредственности, искренности. Ведь и в письмах, и особенно в дневниках человек делится своими сокровенными мыслями и чувствами. Более глубокому раскрытию этих чувств способствует и рассказ от первого лица, которая является либо участником, либо свидетелем изображаемых событий.
Угасание сентиментализма как литературного направления тесно связано с потерей веры в то, что этические ценности - сострадание к ближнему, стремление облегчить его страдания - могут изменить мир. Кризис сентиментализма приводит к тому, что в литературе появляются новые - романтические - тенденции.
В украинской литературе черты сентиментализма наиболее присущи повестями Г. Квитки-Основьяненко «Маруся», «Сердешна Оксана», «Козырь-девка», «Искренняя любовь», а также в определенной степени пьесе «Наталка Полтавка» И. Котляревского и произведениям Есть. Гребенки. Однако, как справедливо заметил Д. Чижевский, «в истории украинской литературы нет надобности образовывать из нескольких произведений Цветка и одного произведения Котляревского отдельного литературного направления».
Со второй половины XVIII в. в европейских литературах начал формироваться новое направление - сентиментализм. Название его взято из произведения английского писателя Л. Стерна «Сентиментальное путешествие».
Художественная система сентиментализма выросла из убеждения, что можно преодолеть трудности в человеческих и даже социальных отношениях, обратившись к чувствам человека, к его способности наслаждаться собственными эмоциями.
Согласно стоимостным считался тот художественное произведение, который мог тронуть человеческое сердце и душу. Этим прежде всего сентиментализм отличается от классицизма. Ведь писатель - класицист был рационалистом, опирался на законы разума. Он изображал человека и его чувства вообще, а не как индивидуальные, неповторимые. Прототипами классицистических героев были представители высших кругов общества - чиновники, лица, приближенные к царскому двору, аристократы или исторические лица. Писатели-сентименталісти стремились приблизиться к современной им жизни, обрисовать образы интеллигенции, крестьянства в их ежедневных заботах, мечтах, надеждах. Они видели свою задачу в том, чтобы показать очевидный факт - не только аристократы, но и простые, обычные люди умеют глубоко любить, страдать, надеяться. Классическими образцами сентиментальных произведений есть романы С Ричардсона («Памела»), Ж.-Ж. Руссо («Юлия, или Новая Элоиза»), И. В. Гете («Страдания молодого Вертера»). их герои - чрезвычайно чувствительные люди, нередко это приводит их к фатальному концу, как, например, героя и В. Вертера Гете. Через непреодолимое чувство к замужней женщине он покончил жизнь самоубийством. Изображая человеческие чувства, писатели-сентименталісти поетизують красоту природы, ее величие и вечность подчеркивают чувствительность героев, радости семейной жизни, которые нередко противопоставляются государственным интересам персонажей писателей-класицистів. Свой замысел писатели-сентименталісти чаще всего воплощали в такой художественной форме, как дневниковые записи, письма. Эти псевдодокументи создавали атмосферу непосредственности, искренности. Ведь и в письмах, и особенно в дневниках человек делится своими сокровенными мыслями и чувствами. Более глубокому раскрытию этих чувств способствует и рассказ от первого лица, которая является либо участником, либо свидетелем изображаемых событий.
Угасание сентиментализма как литературного направления тесно связано с потерей веры в то, что этические ценности - сострадание к ближнему, стремление облегчить его страдания - могут изменить мир. Кризис сентиментализма приводит к тому, что в литературе появляются новые - романтические - тенденции.
В украинской литературе черты сентиментализма наиболее присущи повестями Г. Квитки-Основьяненко «Маруся», «Сердешна Оксана», «Козырь-девка», «Искренняя любовь», а также в определенной степени пьесе «Наталка Полтавка» И. Котляревского и произведениям Есть. Гребенки. Однако, как справедливо заметил Д. Чижевский, «в истории украинской литературы нет надобности образовывать из нескольких произведений Цветка и одного произведения Котляревского отдельного литературного направления».
|
|