Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




Ход урока. Спиридон Черкасенко. «Маленький горбун».

Тема: Спиридон Черкасенко. «Маленький горбун». Произведение о красоте и незащищенности человеческой души. Умение ребенка прощать и верить в добро.

Цель: учить пересказывать содержание рассказа, понимать идею автора; развивать навыки связной речи и последовательного изложения своих мыслей, логическое мышление; воспитывать высокие моральные качества.

 

ХОД УРОКА

И. Сообщение темы и цели урока.
1. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем обсуждать жизнь маленького человека почти сто лет назад. Под словосочетанием «маленький человек» имеем в виду ребенка, который еще только начинает познавать мир, делать первые самостоятельные шаги. Судьба мальчика, о котором мы будем говорить на уроке, не такая трагическая, как у Федьки-оборванца, но тоже непростая. Однако никакие трудности не могут разрушить в его душе великой доброты и любви к миру. А познакомит нас с этим необычным мальчиком писатель Спиридон Черкасенко.

II. Рассказ о писателе.

1. Слово учителя.

«Родился мечтателем - и мечтателем скончаюсь!» - так написал в одном стихотворении про себя Спиридон Черкасенко. Он действительно был мечтателем, который хотел, чтобы люди жили, исповедуя христианские законы любви к ближнему. Но он был не только мечтателем - этот замечательный лирик, прозаик, драматург, фельетонист был человеком поступка, действия во имя любви к Украине, к своему народу, борцом, который «девушку-пленницу, что в замке закутка чахла века» (Украину), хотел видеть свободной.

Родился Спиридон Феодосиевич Черкасенко 24 декабря 1876 г. в г. Новый Буг на Херсонщине. Окончил двухклассную школу, затем Новобузьку учительскую семинарию. Спиридон Черкасенко по специальности - учитель, работал в шахтерском крае. Именно в той среде людей труда почерпнул будущий писатель большой запас жизненных наблюдений, прототипов своих произведений. С. Киев - один из тех писателей, с творчеством которых в преимущественно крестьянской по своей тематике украинскую литературу приходят новые темы и образы.

В 1910 г. он переехал в Киев, работал в центральной прессе, писал статьи, рассказы, фельетоны. С началом Первой мировой войны работал в театре Г. Садовского. Черкасенко, как и его современники Александр Олесь, Винниченко и другие, радостно встретил образования УНР. Полон энтузиазма, окрыленный национальным возрождением, писатель по поручению украинской власти заключал хрестоматии и буквари для школ. Впоследствии Министерство образования УНР отправило его в Вену (в деле подготовки учебников для украинских школ).

С приходом к власти большевиков С. Черкасенко уже не вернулся в Украину. Как и много других украинских эмигрантов, переехал к Чехословацкой республики, поселился в Ужгороде (Подкарпатская Русь после развала Австро-Венгрии вошла в состав Чехословакии). Здесь писатель прожил до 1929 г. Последнее десятилетие своего безрадостного пребывания на чужбине Черкасенко прожил в с. Горне Черношіце на окраине Праги. Здесь нашла его страшная весть о гибели сына Виктора, который отдал свою жизнь в борьбе за свободу Карпатской Украины. Красивое отцовское сердце не выдержало. Черкасенко почти год очень болел. Одинокого, никому не нужного на чужбине писателя ухаживали монахи. 8 февраля 1940 г. Спиридон Федосеевич умер. Похоронили его на Ольшанском кладбище в Праге.
Одна из самых интересных книг С. Черкасенко - сборник рассказов и сказок «Маленький горбун». Писатель создал также много поэтических книг, рассказов, пьес.

2. Беседа.

- Кто по специальности Спиридон Черкасенко? (Учитель.)
- О ком и для кого он писал свои первые произведения? (О детях и для них.)

 

III. Рассказ «Маленький горбун».

1. Словарная работа.

Крем'ях - гладкий (часто закругленный) камень, что его используют дети для игры.
Завалинка - невысокий, преимущественно земляная насыпь вдоль стен дома снаружи.
Катран - растение степей или полупустынь, что имеет большие листья и много белых цветков.
Целинная - так называют еще необработанную, не органа землю.
Глина - пластичная глина сизого, красного и других цветов.
Шурф - вертикальный или наклонный вход в шахты с поверхности земли (горная выработка).

2. Чтение произведения учениками вслух с комментированием.

3. Беседа.

- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Какие моменты больше всего поразили?
- Какие черты характера привили мама и дедушка Павликові детства?
- Что влияло на формирование таких Павликових рис, как богатое творческое воображение, нежность и доброта, защита обиженных, справедливость? Подкрепите свой ответ словами из текста.
- Найдите и прочитайте строки, свидетельствующие о большой авторитет Захарка среди друзей. Заслужил такого уважения Захарко? Действительно ли это уважение? Может, это что-то другое? ( Справка для учителя. Уважение - чувство почтения, благосклонное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, высоких положительных качеств кого, чего.)
- Будут ли и дальше такие хорошие отношения между Захар и Павликом, как в конце повествования?
- Как вы понимаете слова «...добро смеялась сквозь слезы»? о ком они?
- Какие слова-паразиты ли не на каждом шагу употребляет дед Антип? Найдите другие бранные и просторечные слова деда. Как они характеризуют его? Случаются ли в вашей речи слова-паразиты? Как вы боретесь с этой привычкой?
- Каким виделся вам степь, когда дети пришли собирать катран (какие растения и краски возникли в воображении, благоухание каких трав было слышно)?
- Чему учит это произведение?

4. Устное рисование.

Ученикам предлагается вспомнить моменты произведения, которые понравились больше всего, и устно «нарисовать» их.

 IV. Теория литературы.

  1. Составление плана рассказа.

Справка для учителя. Рассказ - небольшое по размеру повествовательный художественное произведение основном о одну или несколько событий в жизни человека (иногда нескольких людей). Характеры персонажей в повествование показываются в сформированном виде, широкая мотивация событий отсутствует, описаний мало и они короткие. Повествование часто ведется от лица рассказчика.
Особенности рассказов: изображения преимущественно одного события из жизни героя, повествовательный способ изложения художественного материала, непродолжительное время действия, ограниченное количество действующих лиц, небольшой объем.

Ориентировочный план рассказа по частям.

  1. Павлик - внук деда Антипа.
  2. «Ласковый, добрый, волшебный мир нениних сказок».
  3. Дружба с девочками.
  4. Птичьи гнезда.
  5. Дед переживает за дальнейшую судьбу внука.
  6. Умение прощать - это увеличение света и любви.

 

V. Минутка мудрости.
Объясните, как вы понимаете слова С. Черкасенко:
Они вырастут, как тот сорняк,
Самим себе и всем во вред
И засорят свой родной лан,
Чужие и враждебные для народа.
К кому из героев произведения можно отнести эти слова? Почему?

VI. Итоги урока. Оценивание результатов работы учащихся.
  - Почему рассказ имеет такое название? Кто стал причиной этой трагедии?
  - Почему за грехи родителей расплачиваются дети? (В Библии написано «Наказывающий детей за вину отцов на сыновей...» Исход, 20: 5.)

VII. Домашнее задание.
Перечитать рассказ и подготовиться к сжатого пересказа.