Украинская литература XX ст., или Новейшая украинская литература - литература, формирование которой начинается с помежів'я ХІХ-ХХ вв. обусловлена появлением писателя нового типа эстетического сознания, который згармоніював критерий красоты с критерием правды (м. Коцюбинский, в. Стефаник, Леся Украинка, Ольга Кобылянская, М.Вороний, "молодомузівці" и др.). Освіжувальні творческие поиски сопровождались бурными дискуссиями о путях развития украинского искусства, об исторической оправданности появления в нем модернизма, вызванного не только веяниями европейской литературы, но и источниками национальной "философии сердца", потребностью вывести отечественное писательство на мировые просторы. Украинские модернисты пытались совместить высокие эстетические принципы с опытом націотворчої идеи, абсолютизованої народниками, они выбрали свой, "неканонический" путь, нетипичный для французской или английской литератур, но созвучный им. В первые десятилетия XX в. произошел процесс интеграции приднепровской и западной литератур, начатый еще И.франком, но сорван советским режимом после освободительной борьбы 1917-21. Достаточно яркой была творческая генерация 20-х (П.тычина, М.Зеров, м. рыльский, Є.Плужник, В.Підмогильний, М.Хвильовий, н. кулиш, Лесь Курбас и др.); сформированное в предыдущие десятилетия обновление национальной жизни и художественного мышления на имманентной основе, названное впоследствии "расстрелянным возрождением" (ю. лавриненко), поскольку подверглось репрессиям - от массового террора в 30-х и преследование вплоть до конца 80-х. Несмотря на то, что царил культивируемый компартией искусственный метод социалистического реализма, украинское писательство смогло произведения выдающейся художественной ценности (а. довженко, Зинаида Тулуб, І.Кочерга, В. Свидзинский, О.Гончар, Лина Костенко, И. Драч, в. Стус, Гр.Тютюнник и многие др.), пережило волну возрождения шестидесятничества и оппозиционного диссидентства, поисков истинного искусства (М.Воробйов, В.Голобородько, Л.Талалай и др.), особенно напряженные в 80-и (В.Герасим'юк, І.Римарук, В.Медвідь и др.). Параллельно в эмиграции в годы межвоенного двадцатилетия действовала "пражская школа" (Ю.Дараган, Є.Маланюк, О.Стефанович и др., лирика которых занималась волевыми императивами и історіософічними видениями). Попытка интегрировать різнопотоковий литературное движение произошло после второй мировой войны в среде Стены (У.Самчук, Ю.Шерех и др.). Эмиграционное украинское писательство в разных странах мира имело свои организационные ячейки; самым заметным было "Слово", представители которого стремились соединить традиционные достижения и новые веяния в литературе. Значительно радікальніших установок придерживалась "нью-йоркская группа" (условное название), тяготела к постмодернистской эстетики (О.Тарнавський, Эмма Андіевська и др.). В настоящее время наблюдается интеграция различных потоков украинской литературы в одно русло, подъем творческой жизни в разнообразных проявлениях - от неоавангардизма до попыток найти новый синтез национального искусства, его творческую перспективу на имманентной основе.
|
|