12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ДРАЧ
Проблема человека и природы в творчестве Ивана Драча
Иван Драч - один из самых современных украинских поэтов. В литературу пришел в 60-х годах. С первых его публикаций о нем широко заговорила критика. Это была действительно новая поэзия с новой поэтикой. Поэт стремился к эстетическому постижению достижений человечества, их синтеза с древними источниками, художественными достижениями своего народа. Он выработал свой неповторимый метафорический способ мышления, стиль, который не всем удается понять. Все его творчество пронизывают сонцепоклонницькі мотивы, начиная от первого сборника «Подсолнечник» к по чернобыльской «Храм солнца». Он согласно народной космологией считает, что Солнце - наш отец, который дает жизнь всему.
Уже первая сборка, в которой помещена была «Баллада о подсолнечнике», дала основания говорить, что он проявил новаторский подход к изображению жизни людей: у подсолнечника были руки и ноги, было тело шершавое и зеленый, он бегал наперегонки с ветром, он прыгал на одной ноге, чтобы вылить из уха воду. И вдруг увидел солнце, красивое, загорелое солнце. В золотых переливах кудрей.
Поэзия, солнце мое оранжевое!
Ежесекундно какой-то мальчишка
Открывает тебя для себя,
Чтобы стать навеки подсолнечником.
И фольклорным балладам было свойственно подобное перевоплощение девушки в тополь, иву, калину, казака - в тополя, а в этой балладе чудо произошло с мальчиком-подсолнечником. Поэт утверждает мысль, что солнце - символ красоты искусства, народной веры в неувядающей его силу.
Поэтизацию солнца писателем мы видим и в «Этюде о хлебе».
Хлеб, как солнце, - говорит народ.
Произведение хозяйки дома, он, как солнце, основа жизни человека. Поэт прибегает к персонификации.
На хмеле замешан, видме грудь.
Сколько уважения и гордости за свой труд в земледельца, и у поэта, потому что он крестьянский сын:
В подсохшем тесте кленовая лопата,
Вынет из печи, где пікся в тепле, -
И зачарується беленая хата
С солнца пахучего на столе.
В сборник «Корень и крона» входит цикл «Дыхание атомной». И. Драч тогда находился под влиянием общественной эйфории относительно радужного будущего мирного атома. Он много раз был за границей, посетил Хиросиму и Нагасаки, его внимание было сосредоточено на угрозе атомного уничтожения человеческой цивилизации.
В стихотворении «Ода совести» писатель размышляет, что ученый должен морально отвечать перед людьми:
Над ученым пусть сияет моральное табу,
Ни грамма науки для зла.
Чернобыльская трагедия. Она болит всему народу. Иван Драч еще в июне 1986 г. на съезде писателей бросил в глаза крупнейшим призвідцям трагедии слова правды и гнева. Чернобыльская атомная электростанция была підшефною Союза писателей Украины, писатели верили ученым, науке. Поэма «Чернобыльская мадонна» появилась как искупление и прозрение дорогой ценой. За беспорядка безмерность, .по карьеры и премии, словно на войне, снова выход один:
За мудрость всемирную глупых академий
Платим бессмертием - жизнью молодым...
Поэт понимает, что теперь на вечной дороге стали распятыми, не только он и его сын, а все человечество:
Тот огненний крест, а на нем и в нем
Пылает мой сын в кольце вогнянім,
Ибо атомные гвозди засажены в руки,
Потому что зубы зорять от адской муки.
В разделе «Крещатицкая мадонна» писатель сконцентрировал внимание на ужасе трагедии:
В юрмищі крещатицкого дня
Ты босая шла, ты, седая Екатерина.
Родив мертвого сына, она сошла с ума:
Какой напиток ты в апрель то пила,
Когда, заквітла сыном, ты ходила,
От ирода себя не уберегла -
Тебя накрыла и нечистая сила?!
Аллегорически и символически звучат последние строки:
Несет седая чернобыльская мать
Эту планету... это больное дитя.
«Чернобыльская мадонна» - это поэма-трагедия, скорбная песня народа. Поэт раздумывает, как теперь жить в этой мертвой зоне. Как спастись от распространения радиации? Пожалуй, никто не может точно ответить. Поэтому раздел называется «Вопросы без ответа».
Все колодцы в целлофановых капшуках,
Все колодцы затушковані
спрашивали тогда один-одинешенек,
Где найти километры целлофана
На рукотворное Киевское море
Или хотя бы на зачарованную Десну,
С которой Киев воду пьет?
Иван Драч является патриотом не только в своей поэзии, но и в политической деятельности, строя государство на общечеловеческих гуманистических идеалах.
|
|