Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Краски природы в поэзии Леси Украинки

Природа играла особую роль в жизни и творчестве Леси Украинки. Весна, лето, осень, зима - это не просто времена года, сменяют друг друга. Весна для больного туберкулезом костей Леси была предвестником тепла, надеждой на выздоровление. Во многих ее произведениях звучит мотив весны, ее благотворного влияния на всех и на все.
Лето-это солнце, тепло, ласковый ветерок. Летом Леся чувствовала облегчение, болезнь как будто отступала, а настроение было бодрое;
Осень и зима приносили с собой дожди, стужу, слабування и новые поражения в борьбе с туберкулезом. Но непогода никак не влияла на творческую активность поэтессы. Как-то она в письме написала: «Часто у поэтов поэтический настрой зависит от погоды - одни больше всего пишут весной, в хорошую погоду, вторые могут писать только во время осенних дождей, у меня же сей настроение зависит наиболее от того, какая погода в душе, и я пишу больше всего в те дни, когда на сердце непогода, тогда чего быстрее работа идет».
Но никакая непогода не влияла на проявление любви поэтессы к родному краю. С нежностью писала Леся Украинка о леса и озера Волыни, синий Днепр, южные степи Украины, великолепные Карпаты и меняющуюся красоту Черного моря.
В 1888 году Леся Украинка впервые едет к морю и свои впечатления от путешествия описывает в лирическом цикле из девяти произведений «Путешествие к морю». Стихи этого цикла напоминают дневник, в котором поэтесса записывает увиденное и словно ведет читателя от Луцка до Одессы.
Стихотворение «Краса Украины, подолье не» - третье стихотворение цикла. Перед читателем разворачивается картина, на которой изображен «хорошие, красивые деревни», «дома покрытые садами, серебряным маревом увитые». Последние две строки строфы «Круг сел стоят тополя, разговаривают с ветром в поле» напоминают Шевченковские образы.
Поезд едет дальше, и разворачиваются новые картины: «волнуются нивы золотые», «боры величавые, густії осуществляют тайную беседу». Вдруг выныривают «ямки зелененькие, стежечки по ним маленькие, перевитые, словно ленточки, совпадают до речушки...» Стихотворение написано так, что создается впечатление присутствия читателя в путешествии. Пейзажи меняются так быстро, как будто едешь в поезде и наблюдаешь за природой из окна.
Внешняя красота Подолья очаровывает, но она не заслоняет народного горя. Стихотворение начинается и заканчивается строфой:
 
Краса Украины, Подолье Не!
Раскинулось мило, небрежно!
Кажется, что отродясь недоля,
Что горе тебя не знал!..
 
И горе и скорбь есть. Они пока скрытые роскошными красками летней природы; села хорошие, красные только издалека. Убогие домики покрыты садами, будто серебряным маревом. И как же не хочется развеивать иллюзорную идиллию. Пусть быстрее летит поезд, пусть подольше сохранится мажорный настрой, ведь впереди Лесю ждет тяжелая жизнь, полная боли и страданий, от которых ни убежать, ни спрятаться.