Тарас Шевченко хоть и создал свой «Завет» под влиянием болезни, это произведение стало боевой программой. Он начинается обращением к народу. Автор выражает пламенную любовь к трудящимся, к родной земле, веру в то, что угнетенные восстанут, порвут оковы и построят новое общество.
«Завещание» имеет общие мотивы с такими произведениями, как ода римского поэта Горация «К Мельпомене» и стихотворение А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В этих произведениях суммируется пройденный поэтом путь, высказывается желание быть упомянутым потомками, к которым в определенной степени и обращены поэзии , подобного характера.
Гораций выражает уверенность, что он смерти не покорится, что его память не сотрет бег времени, а лучшая часть его памятника «между потомками будет в славе цвести». О. Пушкин утверждает, что «весь он не умрет», а народная тропа к его памятнику не зарастет том, что он пробуждал добрые чувства и в жестокое время прославлял свободу, призвал быть благосклонными к бедным:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Принять почести от поколений будущего мечтает и Шевченко. С поэзией Пушкина «Завещание» роднит то, что оба поэты хотят принять почести от свободного народа.
Произведения этих авторов связаны с национальной символикой. Гораций заявляет, что его памятник «выше пирамид царских», памятник Пушкина «в гордливості незборний» вознесся выше «Александрийского столпа». У Шевченко образа памятника нет, но есть символы величества Украины: могилы в степи, могучий Днепр, поля широкие, кручи.