Творческие работы наших посетителей
Автор: Изгнанная Юлия
Реферат
СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ СИНКРЕТИЗМА В ТЕКСТЕ ПЬЕСЫ М. СТАРИЦКОГО «НЕ СУДИЛОСЬ»
Содержание
1. Вступление
2. Выявление средств выражения явления синкретизма в тексте
3. Вывод
4. Список использованной литературы
Вступление
Исследуя элементы народной драмы в творчестве м. старицкого, необходимо отметить, что их использование выполняет определенную функцию в самом тексте, для того, чтобы их правильно определить, необходимо исследовать, которого выражения приобретают эти средства, с какими элементами сочетаются и что означают. Поэтому, важно определить систему средств и элементов, которые, соединяясь, образуют синкретизм слов, фраз, предложений, выражающих комическое или пародийное значение. Это значение присуще средствам изображения народной драмы, элементы которой мог использовать в собственных произведениях М. Старицкий.
Но для народной драмы характерен синкретизм слова, пения, танца, а для языкового дискурса - это сочетание слов, фраз и предложений в отдельные реплики, диалоги, монологи, имеющие определенные разновидности и типы. Следовательно, для исследования текста произведения необходимо определить предмет и объект настоящего исследования, а также цель и актуальность. Важное значение приобретают гипотеза и методология работы, с помощью которых легче обрабатывать материал и найти правильный подход к решению поставленного вопроса. Для всей работы важно сформулировать также литературоведческую тему, которая звучит так: элементы народной драмы в творчестве м. старицкого.
Цель: исследовать функциональное назначение средств выражения явления синкретизма в тексте пьесы М. Старицкого
Объект: средства синкретизма в тексте.
Предмет: апарти (разновидность монолога), иронические и сатирические выражения, ремарки.
Актуальность: заключается в том, что проведение исследования позволяет выявить особенности текстовой формы, сочетание в ней различных элементов, что является важным для характеристики текста как языковой единицы.
Методы исследования:
· количественный, что предполагает количественный подсчет синкретичних языковых средств в тексте;
· текстологический, что предполагает характеристику связности, целостности изображаемого;
· дискурсивный, что предполагает характеристику формы высказываний, их коммуникативного значения;
· метод конкретизации, что позволяет исследовать состояние средств в связи с определенными условиями их существования и развития.
Гипотеза: предполагается выявление наличия средств синкретизме и их реализации.
Новизна: заключается в том, что новым является осуществление попытки исследовать те средства, с помощью которых элементы народной драмы сочетаются в конкретном тексте произведения.
Обосновав тему, можно переходить к основной части работы, которая непосредственно касается практической части.
Выявление средств выражения явления синкретизма в тексте
Характеризуя текст пьесы, необходимо учитывать то, что он построен из логически последовательных и связанных реплик, монологов, диалогов, авторских ремарок и описаний. Это облегчает задачу подсчета и систематизации элементов текста. Если это текст пьесы, как литературного жанра, то его можно считать дискурсом, поскольку в тексте представлена совокупность мовленнєво-мыслительных действий коммуникантов, связанных с познанием, осмыслением и презентацией мира говорящим и осмыслением языковой картины мира адресанта слушателем [3]. То есть, это зафиксировано сочетание фраз, которые произносят герои, в монологи, диалоги, которые и будут подвергаться исследованию. Также очень важно дать определение понятию синкретизм. Синкретизм - это не расчлененность, слитность, характерные для начального неразвитого состояния любого явления [1].
В результате количественного анализа было подсчитано, что количество апартів - разновидность монолога или реплики, что произносится «в сторону» публики, для нее, и, по замыслу автора, «неслышные» партнерам на сцене [1] - достигает одиннадцати. Эти аппараты конкретизируют выражения одного лица, акцентируют внимание на значении отдельных слов, но их смысл не обязательно выражает что-то комическое или сатирическое. Поэтому они не имеют большого значения для того, чтобы характеризовать произведение как народный.
Отдельного значение приобретают монологи, которые произносят преимущественно главные герои. Эти монологи состоят из отдельных предложений, что преимущественно обозначают интимность, секретность чувств героя: «...у меня теперь на самом дне души завелся такой уголок рая, куда я тебя не пущу...», «Иногда такое простувате сплетет что-то, что нехотя засмеешься и поцелуем затушиш досаду...», «...только она ребенок душой...»[2, с 52]. По подсчетам самый монолог, который произносит Михаил, содержит 23 предложения, подавляющее большинство которых простые по строению и имеют в своем составе однородные члены предложения. Как правило, большая часть из них інтоновані оклично, или имеют оттенок незаконченности. Это свидетельствует о наличии характеристик народной речи, что является непосредственным выражением элементов народных произведений, в частности драмы.
В монологах часто можно встретить такие фразы, как: «что еще, звиняйте, блоха, а и и кашля»[2, с 74], «взял бы я тебя, и задрал бы плахіття, и випарив бы лозой по месту, откуда ноги растут, чтобы ни села, ни почесала»[2, с 74], что является примерами иронии. Ирония - это стилистический средство, когда слову или зворотові предоставляется противоположное значение с целью насмешки [1]. Все монологи можно разделить на большие и малые. Большие монологи в пьесе приобретают признаков речи, то есть орации, произносимой по определенному поводу, так, как бывает на свадьбе, вечеринках, т.е. конкретных действах народной драмы, с чем непосредственно связано исследование. Малые монологи, в свою очередь, можно характеризовать как монологи, которые также выполняют важную коммуникативную функцию, ибо отличаются от больших только размером. В общем количестве монологов начислено 15 на 100 страниц всего текста. Это очень значительная часть средств, представляющих один из видов реализации элементов драмы в тексте. Также важно отметить то, что в монологах имеется значительное количество слов с коннотацией ласковости, что являются репрезентантами простонародной речи: лапушка, бровки, Катя, дурочка, дурнесенька и др.
Стоит обратить внимание и на то, что в тексте имеются фразеологизмы, пословицы, «нестандартные» фразы героев, некоторые из них имеют ироническое значение: «чего не зважусь я перерубить узла топором»[2, с 47], «или пан, или пропал»[2, с 47], «уже окульбачив своего Пегаса, сел на любовь?»[2, с 23]. Такие фразы имеют коннотацию спонтанность, необдуманность и выражения мнений без объяснений, то есть так, как при обычном вещании. Это один из признаков дискурса.
Важное значение в тексте приобретают авторские ремарки и пояснения - это единственные места, где присутствует авторское объяснение относительно ранее употребляемых фраз. Они указывают на то, что события происходят в определенном месте, в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также является указанием на поведение героя при этих обстоятельствах. Авторские ремарки выполняют функцию объяснений, то есть своеобразного языка автора в диалоге, хотя на самом деле такая отсутствует.
Нужно отметить, что сама речь персонажей своеобразная, или, точнее, народная. Это видно из использования просторечных (испытываю - удостовериться, одмовляти - отказывать, безпешно - безопасно) и иногда диалектных слов (уджиґнути - выкинуть, шибко - крепко, горячо в смысле обнять). Эти слова показатели народного языка, вместе с которой подается и вариант русского, свидетельствуют о том, умышленно попытки создать обстоятельства с помощью слов, которые бы передавали значения напряженности и интенсивности действия с некоторым негативным оттенком.
Вывод
Таким образом, необходимо отметить, что использование автором таких средств, как: диалоги, монологи, пословицы, фразеологизмы свидетельствуют о возможности единства текстовых элементов, характерных для народного творчества, с авторским стилем написания, хоть диалоги и монологи составлены автором. Определив, значение и функции средств выражения сочетания, т.е. синкретизма, элементов, можно сказать, что в тексте очень трудно найти подобные средства, поскольку они тесно связаны с содержанием, вплетаясь в речь автора они становятся единым целым.
Следовательно, наибольшего использования в тексте приобрели монологи, которые имеют признаки орации, то есть речи. Эти монологи имеют в своем составе отдельные предложения, фразы, слова, которые иногда характеризуются сниженной семантикой, коннотацией ласковости, и другими признаками народной речи, за которыми они сочетаются в тексте с авторским стилем.
Список использованной литературы
1. Электронный большой толковый словарь
2. Старицкий М.П. Пьесы. - К.: «Днепр», 1979. - 247 с.
3. http: // litopys. org. ua / ukrmova / um 89. htm
|
|