(Поэма)
Поэма начинается лирически-философским отступлением-посвящением.
Автор размышляет над течением жизни, над вечными изменениями в природе и человеческом обществе: «Все идет, все проходит - и края нет...» Вечны только вольнолюбивые стремления народа. А выразителями этих стремлений стали гайдамаки. Поэт знает, что его поэтические строки будут враждебно встречены реакционными писателями, которые считают:
«Когда хочешь денег, да еще И слави, того дива, Співай про Матрьошу, Про Парашу, радость нашу, Султан, паркет, шпоры,- Вот где слава!!!»
У поэта - другая слава, другие ценности. Он вспоминает о времена казацкой воли, о славном прошлом Украины. Вокруг него стали его «дети», рожденные поэтическим воображением образы произведения - гайдамаки. Он советует им лететь с чужбины в Украину, не чуждаться языка, которой мать песен пела, не чураться своей истории. Поэт просит благословения для них в своего «истинного отца» (Василия Ивановича Григоровича, которому посвящено стихотворение).
Интродукция
Это исторический вступление к поэме, в котором рассказывается о политическом состоянии Польской государства, где зародился гайдамацкое движение. Борьба польских магнатов за власть в конце концов привела к потере Польшей своєїдержавності. А конфедераты, которые имели эту государственность защищать, грабили Украину, издевались над народа. их действия вызвали возмущение против шляхты - гайдамаки готовились к восстанию, «ножи освятили».
Галайда
Ярема Галайда - наемник, попихач трактирщика Лейбы. Он сирота, но сирота богатый», потому что у него есть любимая Оксана. Ночью, когда трактирщик считал деньги, а его жена и дочь спали, Ерема взял сумку и пошел в Ольшану.
Конфедераты
Этой же ночью к Лейбы пришли конфедераты, выломали дверь, избили хозяина, допытываясь, где его дочь. Корчмарь крестился и божился, что она умерла. Конфедераты всячески унижали Лейбу, а он повиновался и угождал им, подливая водки. А когда шляхта стала требовать у него деньги и бить, он сказал, что у него нет «ни гроша», а много червонцев хранится в костеле в ольшанского тытаря. Еще в тытаря есть хорошая дочь Оксана, «как барышня». Конфедераты покинули корчмаря и поехали в Ольшану.
Тытарь
В Ольшане под рощей Ярема, распевая, выглядел свою Оксану. Парень даже заплакал, ожидая, потому что боялся, что любимая не придет. А когда увидел ее, обрадовался и забыл про все. Титарівна .лібарилася, потому что у нее заболел отец.
Ярема рассказал девушке, что идет в Чигирин достать свяченого ножа, потому вздумал пристать к гайдамакам, получить славу, богатство, и все это сложить к ногам Оксаны:
«Одену тебя, обую. Посажу, как паву, - На дзиґлику, как любовников, да И смотреть буду...»
Влюбленные мечтали, как будут жить, когда не станет ляхов в Украине. Прощаясь, Ярема и Оксана дали клятву друг другу верным в любви и разошлись.
Тихонечко, гарнесенько, Чтобы никто не видел Ни мелкие девичьи слезы, Ни искренние казачьи.
А тем временем в тытаря зажглось во всех окнах. То конфедераты, люди, которые собрались словно бы волю защищать, пытали Оксаниного отца, требуя у него деньги. Тытарь молчал.
«Задорная красотка! постой!» Насыпали в голенища жара... «Утім'я гвоздик закатай!» Не вытерпел святой казни, Упал бедняга.
Замордувавши тытаря, ляхи решили зажечь церковь. Но тут в дом вбежала Оксана и, увидев убитого отца, знепритомніла. ее, бесчувственную, ляхи забрали с собой.
Праздник в Чигирине
Автор вспоминает бывших гетманов, при правлении которых Чигирин был городом казацкой вольницы. Когда-то здесь собиралось многочисленное казачье войско. Прошло время, и в Чигирине, «как в гробу».
Вот поэт вновь возвращается к событиям Колиивщины. Над рекой Тяс-мином, в темном лесу, собрались простые казаки и старшина, чтобы наказать врагов:
За кровь и пожары
Адом гайдамаки ляхам отдадут.
Под дубравой стояли повозки с ножами, и повстанцы верили, что то оружие подарила Екатерина II, которая вроде бы поддерживала гайдамаков. Казацкая старшина, съехалась из разных уголков Украины, лелеяла надежды на освобождение из-под польского гнета, надеялась, что вернется власть гетмана.
Люди ждали колоколов, которые должны были возвестить о начале церковной службы и слушали, как пел слепой кобзарь. Наконец ударили колокола. В службе участвовала такая сила духовенства, как на Пасху. Между телегами ходили попы с кропилами и святили оружие. А благочинный призвал общину:
«Молитесь, дети! страшный суд Ляхи в Украину несут - И заридають черные горы».
Он напомнил людям о страшных бедствий, которые пережила Украина, о том, что все «праведные» украинские гетманы были сожжены шляхтой или заживо, или после смерти (трупы Богдана и Тимиша Хмельницких было подвергнуто огня в Чигирине, чтобы уничтожить даже память о них). Диакон провозгласил:
«Пусть враг погибает! Берите ножи! освятили!»
И народ кинулся разбирать ножи, что впоследствии «засверкали по всей Украине».
Третьи петухи
Ляхи роскошествовали, не зная, что им суждено господствовать лишь один день, пока не началось восстание.
Колиивщина, это «пекельнеє праздник», охватила всю Украину, но прошло время и о ней забыли. Внуки славных участников восстания «господам рожь сеют».
Среди ночи берегом Днепра шел казак, шел и сокрушался, потому что его сердце слышало что-то неладное. Он шел не в Ольшану к любимой, а в Черкассы до ляхов, которых будет бить, когда услышит сигнал к восстанию (этот сигнал - третьи петухи).
Ярема задумался над судьбой Украины, надеясь, что народ получит себе независимость, и как символ этой независимости в степях Украины вновь «блеснет булава».
Погрузившись в свои мысли, он и не заметил, что началась буря, потому что на него ждало неизвестное будущее:
«Там Оксана, там весело И в серой свитке; А здесь... а здесь... что еще будет? Может, еще погибну».
Красный пир
«Зазвонили во все колокола по всей Украине», и гайдамаки начали бить ляхов. С боевым криком «Погибает шляхта, погибает!» «по чердакам, по амбарам, по погребам, всюду; всех уложили, все забрали».
В Черкассы, где действовал Зализняк, пришел и Ярема. Там он узнал, что конфедераты убили тытаря и украли Оксану. Ярема попросился в реестр до Зализняка. Поскольку парень был сиротой и не имел фамилии, то его записали как Галайду (бездомный бродяга). Дали Яреме коня и, оставив за собой горящие Черкассы, поехали дальше, а Ярема всю дорогу молчал - тяжело тосковал по Оксаной.
Гупалівщина
Восстание охватило всю Украину:
...остались Дети и собаки - Женщины даже с рогачами Пошли в гайдамаки.
Поэт в лирическом отступлении говорит о том, что в кровавой различные виноваты «ксендзы, иезуиты», которые посеяли вражду между братнімі славянскими народами.
Когда отряд Железняка приехал в Ольшану, Ярема узнал о том, что ляхов там уже убили, а теперь похоронили. Тогда же повстанцы познакомились с парнем-подростком, который вместе со своим отцом пошел в гайдамаки. У парня расспросили дорогу в Будище, где в овраге было озеро, а под горой стоял лес. В том лесу ляхи укрылись на деревьях, и их сбили с деревьев, как груши. Там же повстанцы нашли сокровища конфедератов и потом пошли наказывать врагов в Лысянку.
Пир в Лысянке
Гонтаі Зализняк руководили повстянням в Лысянке. Повстанцы не жалели никого, ни женщин, ни детей. Особенно свирепствовал Ярема. Теперь у него было и золото, и слава, но ничто в мире не могло утолить его тоску по Оксаной. Гайдамаки устроили пир в Лысянке, пили и гуляли, а кругом их пылал пожар, чернели на стропилах обгоревшие трупы повешенных. Здесь Ярема увидел переодетого в казацкую кирею Лэйбла, который рассказал ему, что в доме, за стенами которого укрылись ляхи, находится Оксана. Гонта и Зализняк приказали казакам курить по дому из пушек, и Ярема с Лейбой успел прокрасться туда, в самый погреб, и выхватить едва живую Оксану. Прямо оттуда он повез ее в Лебедина.
Лебедин
В Лебедине Оксана очнулась в монастыре и рассказала бабушки-монахини о том, как попала в плен к ляхов, как хотела наложить на себя руки. От этого поступка ее спасли лишь мысль о Ярему и любви к нему.
Монахиня, в свою очередь, рассказала, что именно Ярема Галайда привез девушку в Лебедина и обещал за ней приехать. Он действительно вернулся, обвенчался с Оксаной, того же дня покинул ее, чтобы вместе с Железняком бить ляхов.
Гонта в Умани
Прошло лето, наступила зима, а восстание продолжалось, продолжалось вплоть до весны:
Не остановила весна крови, Ни злости человеческой. Тяжело глянуть, а згадаєм - Так было и в Трое. Такие будет.
Ярема прославился на всю Украину как заядлый гайдамака:
Максим режет, а Ярема Не режет - рвет: С ножом в руках на пожарах И днюет и ночует.
Гайдамаки облаком окружили Умань и затопили ее панской кровью. Вот гайдамаки привели к Гонти ксендза-учителя и двух его учеников, мальчиков-католиков, сыновей Теса. Гонта, верный присяге, приказал убить ксендза, а детей публично заставил признаться, что они католики. Родительское горе не знало границ:
«Сыны мои, сыны мои! Почему вы не большие? Почему вы ляха не режете?» «А сегодня, дети мои, Горе мне с вами! Поцелуйте меня, дети, Потому что не я убиваю, А присяга».
Гонта своими руками зарезал обоих сыновей, запретив их прятать, как и всех остальных католиков. Затем он приказал разрушить базиліанську школу, где учились его дети. Гайдамаки разбивали о камни священников-учителей, а школьников живых топили в колодце.
Гонта, не помня себя от горя, мовнавіжений бегал по Умани и кричал, призывая безжалостно уничтожать ляхов.
Прямо на пожарище гайдамаки сели ужинать. Не было среди них только Теса. Таясь от всех, он искал кого-то среди кучи мертвых. Нашел трупы своих детей, понес їху поле похоронить:
Положил обоих, из кармана Китайку вынимает; Поцеловал мертвых в глаза. Крестит, накрывает
Красной китайкой
Головы казачьи.
Раскрыл, еще раз посмотрел...
Тяжело-тяжело плачет:
«Сыны мои, сыны мои!
На ту Украину
Смотрите: вы за нее
И я за нее погибаю».
Похоронив сыновей, Гонта пошел прочь, оглядываясь на степь. Он желал теперь для себя только скорой смерти.
Эпилог
Автор сожалеет по временам, когда Зализняк и Гонта гуляли по Украине, наказывая врагов. Вспоминает своего отца соседей, которые любили слушать рассказы деда о Колиивщине.
Почти год продолжалось восстание и успокоилось. Гонта ляхи подвергли бесчеловечному пыткам и казнили. Не осталось по нему ни креста, ни могилы. Зализняк, узнав о страшной гибели товарища, умер с горя. Гайдамаки похоронили Зализняка в степи, насыпали высокую могилу. Долго стоял над той могилой Ярема, а потом заплакал и пошел прочь.
Гайдамаки после подавления восстания разошлись кто куда. Тем временем разрушили Запорожскую Сечь. А Украина «навеки уснула». Только время бывшие повстанцы, старые, идя более ніпром, поют гайдамацких песен.