Юрий Косач
Поэт, прозаик, драматург, один из активных организаторов художественной жизни послевоенной эмиграции, Ю. Косач был причастен ко многим событиям литературной истории нашего века. Последовательный європеїст, он своим творчеством пытался способствовать расширению тематических и стилевых рамок украинского писательства. Однако его эволюция как художника видится непростой и достаточно противоречивой.
Жизнь Юрия Косача было богатым на события и неожиданные повороты. Родился он 18 декабря 1909 г. в Киеве. Сын Николая Косача, родного брата Леси Украинки, в детстве подолгу находился в Колодяжном. Родственные впечатления имели большое значение для духовного формирования будущего писателя. Впоследствии учился во Львовской гимназии, на юридическом факультете Варшавского университета. В 1932 г. Ю. Косач попадает в польской тюрьме, а после заключения выезжает во Францию. Вернувшись во время войны во Львов, оказывается в концлагере. Начал печататься в львовском журнале «Новые пути», одновременно дебютируя и как поэт, и как прозаик. На протяжении тридцатых годов во Львове одна за другой выходят сборники стихов и рассказов «Черная госпожа» (1931), «Черлень» (1935), «Мгновение с мастером» (1936), «Клубок Ариадны» (1937), «Волшебная Украина» (1937), «Глуховская госпожа» (1938). Художник развивался стремительно. Если «Черную госпожа» составили вещи подражательные, полны символистских штампов и мистических внушений, то уже «Клубок Ариадны» и особенно «Волшебная Украина» показали, что Ю. Косач нашел собственную самобытную манеру письма.
Оказавшись в послевоенной Германии, молодой писатель сразу же попадает в самый водоворот эмиграционного литературной жизни. В сентябре 1945 г. вместе с И. Багряным, В. Домонтовичем, Ю. Шорохом и другими становится одним из основателей Стены. Это время - едва ли не самый плодотворный в творческой биографии Косача. Он был членом правления Стены, выступал с докладами, литературными обзорами на писательских съездах и конференциях и в то же время много печатался на страницах самых разных периодических изданий. В альманахе «МУР» (1946. № 1) появляется одна из первых его повестей «Эней и жизнь других», в редагованій Ю. Шорохом «Арке» (1948. № 3-4), членом редколлегии которого некоторое время был и Косач,- отрывки из исторического романа «День гнева». Отдельной брошюрой появилась его доклад о украинскую литературу - одно из немногих тогда изданий на немецком языке. При газете «Наша жизнь» в серии «Малая библиотека Стены» вышел рассказ «Ноктюрн бемоль» с послесловием Гр. Шевчука (Ю. Шевелева). Под мурівською маркой «золотые Ворота» вышли Косачева драма «Действо о Юрия Победителя» и повесть «Эней и жизнь других». В одном из периодических сборников Стены напечатан его доклад «Кризис современной украинской литературы».
Переехав в Америку, писатель, как и большинство украинских эмигрантов, был вынужден зарабатывать на жизнь тяжелым физическим трудом. И несмотря на все, он много пишет, сотрудничает в газетах «Гражданский голос», «Украинские вести», издает новые книги стихов, очерков и т.д. Долгое время был редактором журнала «За синим океаном» (Нью-Йорк).
В 1964 г. Юрий Косач побывал в Украине, 1966 г. в Киеве вышла его поэтический сборник «Мангаттанські ночи»; 1975 - сборник «Избранное», а в следующем - книга новелл «злая судьба в Маракайбо». Последним по времени выхода в свет были «Лето над Делавером» (1980) и роман «Владычица Понтиди» (1987).
На формирование Косача-поэта большое влияние имели, с одной стороны, российский и французский символизм, а с другой - поэзия Б.-И. Антонича. Язык стихов Ю. Косача «насыщена свежими, редко употребляемыми, звонкими словами, экономная и синтаксически необычная»,- пишет Д. Павлычко, лучшие его вещи вызывают «ощущение всеохопленості земного па-долу, которую передает нам автор не только и не столько за свою осведомленность в искусстве, но и за определенную целостность взгляда на вещи очень отдаленные взамен в пространстве и во времени, через определенное эпическую картинность, которой он может вдохновить даже небольшие свои поэтические произведения» '. В этой поэзии постоянно звучит тоска по украине. Она отзывается во многих упоминаниях о «могучий Киев» и «строгие, острые башни» Львова, о Полтаве, «задивлену в мрак черных веков», и о памятном с детства замок Любарта в Луцке. В общем, Отчизна для Ю. Косача - это прежде всего «волшебная Украина» далекого и славного прошлого. Историческими реминисценциями переткані ли не все его сборки, от дебютной «Черлень» (с посвящением Николаю Волновом) до «Лета над Делавером». Прошла величие персонифицируется в конкретных именах и событиях. Как, скажем, в стихотворении «Возле Софийского собора»:
Это, мандрівче, твой сон іздавен - золотой, синьокрилий.
Перейдем же порог. Вот знакомая старая стена
И своды, где тысяча лет клокотала,
Где в гулкому дворе еще шаг Ярослава луна.
Романтические видива родной земли контрастируют в Косача с холодными пейзажами чужбины. Его Америка - страна жестокая и неприветливая для «изгоев», страна контрастов. В своем неприятии «мертвоокого идола» Бродвея Ю. Косач предпочел взамен видеть сплошь голубой и прекрасной родную Украину, «землю сонцелику», «орлезору государство». Художественная стоимость подобной «соцреалистической» «песенной» лирики небольшая. Едва ли не лучшими в поэтическом творчестве Косача, наряду с произведениями, обращенными к историческому прошлому Украины, издаются стихи культурологической тематики, целая галерея портретов выдающихся художников, интерпретация определенных мотивов творчества Артура Рембо и Ивана Труша, Фра Анджелико и Поля Гогена. Мотив непроминальності искусства утверждается через осмысление судьбы таких титанов, как Микеланджело:
Пылает пишнолистом тихая осень,
Молот теплится от осколков полумяних,
И врізьбиться в сторіччів просинь
Тень могучая - скала непреодолима.
Ю. Косач проявил себя в разных жанрах, однако самый весомый его наследие - прозаическое. Это прежде всего ряд рассказов и повестей из украинской старины. Сборник «Волшебная Украина» вышла в 1937 г. как первый том «исторических рассказов». Вторым томом стал рассказ (небольшая повесть) «Глуховская госпожа» (1938). Хотя в центре произведений, которые составили эти книги - реальные исторические личности, автор в предисловии заметил, что его рассказ не укладываются в рамки традиционной исторической прозы, его больше интересуют характеры, чем достоверное отражение исторического фона.
Рассказ «Волшебная Украина» дало название всей сборке, оно наиболее символістське с Косачевих произведений. Глазам чужака-захватчика постепенно открывается, что в стране мирных шелковых левад и тихих деревень живет бессмертный дух бунта и мести. Чужеземный воин чудом избежал смерти от рук повстанцев, которые считают себя исконными хозяевами на родной земле: «Какому праву ты пришел сюда? Кто тебя просил сосать из нас кровь?» Пришелец-завоеватель чувствует себя змалілим и ничтожным перед могуществом восставшего народа, перед «страшной мощью черноземной расы». Чем несколько наивно-прямолинейным рассказу Ю. Косач начал ряд обращенных в прошлое произведений, в центре которых - размышление о сущности национального характера, об исторической судьбе и историческое предназначение украинского народа.
В прошлом внимание художника привлекают фигуры тех соотечественников, которые стояли со своим временем наравне, были интегрированы в европейский культурный процесс, причастные к выдающимся европейских событий, проявили величие духа и жизнестойкость. Это - потомок знаменитого старшинского рода, которого мучает тайна собственного прошлого («Голос издалека»), или же блестящий дипломат, сын гетмана Андрей Разумовский («Вечер у Разумовского»), или парижский студент Савич, волею судьбы вовлечен в водоворот событий («Молодость Савича»), молодой черниговский помещик Юрий Рославец, который потерпел удивительных приключений едва ли не во всех европейских столицах, сопровождая любимую женщину - княжну Тараканову (роман «Владычица Понтиди»).
Здесь стоит повести речь о европеизм Ю. Косача. Анализируя прозу, созданную в период Мура, Юрий Шорох в свое время разделил писателей на «органистов» и «европеистов» в зависимости от того, из каких источников питается их стиль. «Европеистами» он назвал Ю. Косача, И. Костецкого, В. Домонтовича, частично и И. Багряного (прозаика). Так, Ю. Косач определенно ориентирован на повествовательную традицию европейской, преимущественно французской, прозы. Его взгляд на Украину - одновременно и изнутри, и как будто со стороны. На всех его исторических произведениях лежит печать определенной экзотичности (иногда даже поверхностной), его герои часто окутаны дымкой демонической исключительности. «Корни его экзотизма,- писал Юрий Шорох,- в том, что он не находит такой Украины, как он представлял и желал, а другой он не знает или скорее не может понять как цілости. Образ остается для него загадочным. И он начинает искать Украину не в Украине, а в Европе, как П. Кулиш когда-то искал - следствие подобного конфликта - по очереди в Санкт-Петербурге, в Варшаве, и в Істанбулі. И огромный труд разума и чувства, которое сделало поколение двадцатых годов, не дошла до Косача - может через оторванность от родной почвы, может через самый состав его темперамента».
Блестящий дипломат Андрей Разумовский возникает у прозаика хозяином одного из самых знаменитых салонов Европы, где творится большая политика. «Сын чабана из глухих Лемехов, а потом, по странной прихоти судьбы, по сказочной затеей жизни,- гетмана всей Украины, прожег свой след по Европе от края до края, блеснул по дворам и столицах самых знаменитых династий, весил не раз в руке судьбы народов и государств...» Художественный вкус в основном не изменяет Ю. Косачеві, он умеет избыток патетики уравновешивать нотками иронии или скептицизма. Сановные гости Разумовского сразу измельчали перед звуками своего гениального современника Бетховена. Композитор чувствует себя чужим и одиноким в модной гостиной амбассадора, и только старый хозяин сумел почувствовать в этой необычной музыке революционное утверждение нового века, осознать, что когда «нас с вами вспомнят через сто-двести лет наши потомки, то только потому, что мы имели счастье слушать игру самого Бетховена».
Рядом с Андреем Разумовским в портретной галерее, созданной Ю. Косачем, видим еще одну представительницу украинской элиты, Анастасию Скоропадську («Глуховская госпожа»), вдову одного из последних гетманов Украины. ее изображен в тяжелое для нее и для Украины время. Умной, властной женщине, которая духовно возвышается над своим окружением, открывается тщетность надежд на возвращение «Богдановых пактов». Все пережитое, спостережене в общении с самыми высокими российскими властителями убедило ее, что теперь «всем правит не Глухов, а Москва», и нечего надеяться чужих рук дарованной свободы. Трактовка Ю. Косачем роли гетмана Скоропадского отличное от общепринятого. В своих предсмертных грезах «глуховская госпожа» пытается оправдать гетмана перед Мазепой, перед Украиной, как человека, который в самых сложных условиях делала для своего народа все, что могла.
Не восхищаясь широкими историческими описаниями, писатель все же умеет выделить характерные детали, приметы времени. Глухов показано как город столичный, один из значительных культурных центров. Как и в других исторических произведениях, автор заботится о едва заметную языковую стилизацию. Глуховская госпожа, эта несколько романтизована украинская женщина является не только хранительницей семьи, рода, но и национальной духовности.
Почти все персонажи Косачевої исторической прозы чем-то возвышаются над своим временем, ешь объединяет одержимость определенной идеей. А затем и в основу сюжета ложатся в основном поворотные исторические события. Післія ряда рассказов, повестей, посвященных украинской прошел шине, Ю. Косач решился обратиться к более широкому романному полотна, в центре которого - национально-освободительная война украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого. Первым приближением к теме стал опубликованный в годы второй мировой войны «Рубикон Хмельницкого». В 1948» г. появился двухтомный роман «День гнева» (отрывки из него печатались в журнале «Арка»). Здесь «как главное и центральное вырисовывается человечное: как люди растут в политической борьбе, как выковываются и действуют ведущие мужи возрождаемой тогда украинского государства». Этот роман многоплановый, густо заселен: здесь представители восставшего казачества ее шляхты, крестьяне и монахи-иезуиты. Отчетливо определяется цілиш ряд исторических фигур - Хмельницкий, Кривонос, Єреемія Вишневецкий... Романна действие подчинена раскрытию единства национальных интересов восставшего народа.
В большинстве произведений тридцатых-сороковых годов Ю. Косач так или иначе затрагивает национально-освободительной героики. Повесть «Эней и жизнь других» (опубликована в альманахе «МУР», 1946) была интересной попыткой рассмотреть те проблемы на современном материале. В определенном смысле можно сказать, что повесть возникла из продиктованной временем потребности переоценки ценностей. Все персонажи повести заброшены в послевоенное межвременье. Они или напряженно ищут себя, своего места в новой действительности, или становятся бывшими людьми, живут давно прошедшим временем. Писатель довольно саркастически очерчивает эмиграционный быт, иллюзии людей, сосредоточенных только на собственном прошлом. Противопоставление двух главных персонажей, Энея и Ирина,- это противопоставление человека действия, самоотверженному борца и пассивного, скептического, но прозірливого наблюдателя-хронографа, вечного путешественника по житейскому морю. Ирин - участник национально-освободительной борьбы, антифашистского подполья. Это несколько идеализированный, приподнятое над окружением (согласно законам романтического письма) «корсар», «бюрократ революции», который отрекается от всего личного, не выбирает средств в достижении высокой цели. Парадоксально, но в психологическом плане рыцарь национальной идеи Ирин похож на «железных большевиков» революционно-романтической поэзии 20-х годов, которые так же утверждали исповедуемой идею, несмотря ни на что. (В конце концов, определенная близость соцреализма И так называемого «нацреалізму», «большой литературы» двадцатых-сороковых годов как явлений зеркальных заметна во многих тогдашних произведениях.) После всего совершенного и потерянного Ирин убеждается, что зло не удается победить. Установка достичь цели любыми средствами лишь умножает жестокость. И он, романтик, «рыцарь печального образа», как характеризуют его друзья, отказывается от себя вчерашнего. Ирин видит единственный путь для людей, которые хотят быть все же людьми», в самопожертвовании во имя других. «Сызнова жизнь. Может, без светлой веры, с открытыми глазами на гниль и цветения, на ничтожность и превосходство, гордыню и гордость». Герои «перерастают» идею, «что строит на уничтожении и на смерти», во имя утверждения гуманных идеалов.
Подобную мировоззренческую кризис, когда трактовать ее не слишком узко, пережило в послевоенные годы целое поколение.
В последующие десятилетия романтический струя в творчестве Юрия Косача ослабевает. Это заметно даже и в исторической прозе. В романе «Обладательница Понтиди» писатель вновь обращается к восемнадцатого века, к истории княжны Таракановой. Влюблен в нее украинский юноша, потомок казацкого рода, Юрий Рославец оказывается в эпицентре многих событий европейской истории.
Перу Юрия Косача принадлежит также ряд рассказов из американской действительности (сборник «злая судьба в Маракайбо», 1976). Его герои - в основном люди общественного дна, отверженные искатели приключений. На протяжении 60-70-х годов он также активно выступал в нашей прессе как литературовед и публицист. Сегодняшнему читателю Ю. Косач интересен прежде всего как привередливый мастер исторической прозы, тонкий стилист, который неутомимо заботился об обогащении и обновлении художественной палитры украинского писательства.