Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Образ Катерины в одноименной поэме Т. Шевченко

«Когда тебе нечего сказать - молчи, когда есть - говори и не ври». Это известное выражение Ромена Роллана нельзя лучше определяет основной критерий писательского творчества. И он вполне применим к Шевченкового поэтического искусства, которое всегда говорило о действительно важном для него и его народа - и говорило правду. Кроме того, что Шевченко был, как говорится, поэтом Божьей милостью, он был еще и человеком большого сердца. И то пылкое сердце болело не за какую-то абстрактную Украину-неньку, скорее декларативную, как відчуту, а за вполне конкретных, живых людей, между которых рос, которых знал, которых любил. Особенно сочувственно Тарас переживал женские судьбы. То раннее сиротство было одной из причин, сохранившаяся с детства любовь к сестрам... А может, воспоминание о первое несмелое любовь - Оксану... «Отправилась моя Оксаночка в поход за москалями. Да и пропала...» кто Знает. И, пожалуй, все это, вместе с простой человечностью, уважением и преклонением перед Женщиной, сделало Шевченковское Музу такой внимательной к судьбе женской, особенно материнской.
Поэма «Катерина» - один из хрестоматийных произведений на эту тему. Его название красноречиво указывает на то, что именно образ Катерины концентрирует вокруг себя авторскую рассказ. Какая она, Катерина? Женщина, способная на великое, беспредельное, страстная любовь, обманутая в своем чувстве и наказана за нецноту. Обесчещенная девушка, брошенная на осуждение и насмешку окружающим, - типичный образ в классической украинской литературе (да и только ли в украинском!). Образ Катерины действительно типичный. Поэту-романтику речь шла о том, чтобы подчеркнуть «черные брови» (символ красоты), горячее сердце, накал эмоций и ощущений (символ романтической, своевольной натуры), верность слову (символ обреченности). Вот и все, что мы знаем. Но этого достаточно, чтобы понять авторскую идею образа. А она не такая уж и простая. Пришлый «москалик» - человек из другого мира, небудничный, особый, так не похожий на сельских парней поведением. Екатерина влюбилась и поверила в слова, на которой тот не скупился и которым на самом деле не придавал значения. Как говорят, «каждый судит о другом в меру собственной распущенности». Девушка просто не могла предположить, что слова любви можно говорить «на ветер», особенно если видишь, что на доказательство взаимности тебе предлагают равноценное гибели - потраченную впустую девичью честь.
Но история Екатерины - не просто история презренного и осмеянном любви. Ведь недаром звучит авторская предостережение: «Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями...». Катрин избранник - чужак, мародер. Развлекся, попил, поел, покохався - и в полк, исправно нести службу. Сельского парня еще бы общество или родители схаменули «саночки возить» (хотя неизвестно, как отнеслась бы к этому Екатерина). А этот - ищи ветра в поле!
Но не хотела этого знать влюбленная женщина. Услышав под сердцем ребенка, даже не захотела от нее избавиться. Покрытки отреклась семья, ее зневажило село, а она отправилась в путь к любимому, ибо все искала ему оправданий: не знает, не может прийти, изранено, убит... Долгий путь на чужбину, нищета, насмешка, - все терпела и шла. Потому - к нему. С его ребенком на руках. Он придет и всем докажет, что их чувство - настоящее, а такая любовь оправдывает грех.
Добрался до Московии. И вот - отряд драгун. «Впереди старший едет...» Представляю себе эту сцену довольно ярко - вот где реализм. Вне пространства и времени. К нему, к Ивану, успешного и «командистого», бросается какая-то старчиха с ребенком и публично (перед подчиненными!) набрасывает ему в отцовство свое малое жебраченя... Смех!... Да и сколько их, тех Катерин с байстрятами!... Разве же можно так всерьез воспринимать клятвы под соловьями?..
Когда умирает надежда - умирает Екатерина. Больше никто в целом мире не оборонить женщины и ее ребенка перед издевательствами. Один грех пополняют два, еще тяжелее: Екатерина накладывает на себя руки и покидает дитя на произвол судьбы. Сироте путь - со слепым кобзарем, таким же в мире сиротой. Екатерина своем малом Івасеві «дала... бровенята, и не дала судьбы».
Парадоксальным кажется отношение поэта к своей героине. Покинутый сын вызывает глубокое сожаление у читателя, по крайней мере, у меня. Ради него она должна была жить, хотя бы и тяжело работая, хоть бы и осуджувана. Но глубокое авторское сочувствие к Екатерине, что утопила свой боль под льдом, зовет в союзники: что я знаю про то время? Может, она действительно не могла больше бороться? Может, немного кто смог бы выдержать на ее месте?..