Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Емфаза (греч. emphasis - выразительность) - одна из риторических фигур, заключается в интонационном обозначении определенного высказывания, отдельного составляющей поэтического вещания, придавая им особой экспрессии и выразительность. Это достигается с помощью различных стилистических средств (апасіопези, анафоры, инверсии, паралелізмів, эпифоры, обращений, междометий и т.п.):

Греби, весляре, на вершину!

Король-весляре, на вершину! В зеркальце гроз

в зеркальце снов

в зеркальце гроз безграничных,

Король-весляре, гей, блесни

в зеркальце гроз безграничных (Г. Волновой).

Э. употребляется иногда для патетичності поэтического вещания, декламаційної возвышенности. Однако обращаются к этой стилистической фигуры не только поэты, но и прозаики (ю. яновский: "Байгород", "Мастер корабля", "Четыре ступени" и др.). Еналага (греч. enallagos - замена) - стилистическая фигура, неправильный языковой оборот, замена определенной грамматической категории другой для усиления языковой экспрессии. Так, Т.Шевченко в поэме "Неофиты" вместо "доброго того девчонок" употребляет Е.:

Вскоре сделалась иметь

С доброй тии девчонок.

Формой Е, (когда, например, происходит перенос эпитета на управляемое слово) может рассматриваться инверсия:

А в пристани играет,

Огнями сияет

Корабликов стая красочная (Леся Украинка).