Емфаза (греч. emphasis - выразительность) - одна из риторических фигур, заключается в интонационном обозначении определенного высказывания, отдельного составляющей поэтического вещания, придавая им особой экспрессии и выразительность. Это достигается с помощью различных стилистических средств (апасіопези, анафоры, инверсии, паралелізмів, эпифоры, обращений, междометий и т.п.):
Греби, весляре, на вершину!
Король-весляре, на вершину! В зеркальце гроз
в зеркальце снов
в зеркальце гроз безграничных,
Король-весляре, гей, блесни
в зеркальце гроз безграничных (Г. Волновой).
Э. употребляется иногда для патетичності поэтического вещания, декламаційної возвышенности. Однако обращаются к этой стилистической фигуры не только поэты, но и прозаики (ю. яновский: "Байгород", "Мастер корабля", "Четыре ступени" и др.). Еналага (греч. enallagos - замена) - стилистическая фигура, неправильный языковой оборот, замена определенной грамматической категории другой для усиления языковой экспрессии. Так, Т.Шевченко в поэме "Неофиты" вместо "доброго того девчонок" употребляет Е.:
Вскоре сделалась иметь
С доброй тии девчонок.
Формой Е, (когда, например, происходит перенос эпитета на управляемое слово) может рассматриваться инверсия:
А в пристани играет,
Огнями сияет
Корабликов стая красочная (Леся Украинка).
|
|