Бытует такое мнение, что выдающиеся художники обязательно несчастливы в интимных отношениях и что вроде это закономерно и даже необходимо для того, чтобы они были выдающимися. Удивительно, но есть большое количество примеров в подтверждение этой теории. Судьба Тараса Шевченко также не отрицает ее. Но, видимо, в этом, как и во многих других случаях, все не так просто, как кажется на первый взгляд сторонникам подобного упрощения причинно-следственных связей.
Титулованный народным певцом, Кобзарем, Шевченко и действительно всю жизнь выглядел ее, свою Судьбу, свою Единственную в мире. Но его ожидание было обречено, кажется, еще тогда, когда его предполагаемая избранница «отправилась ... в поход за москалями и пропала». Детская любовь к Оксане Коваленко, видимо, сопровождало поэта в течение всей его жизни. Но вот странная вещь: он никогда не упрекал ее, не осуждал, не проклинал. История Оксаны стала в его творчестве горькой притчей, наполненной болью за потраченную впустую судьбе одной украинской девушки. Личное под его пламенным пером выросло до общего. Может, и в этом причина его неудач в отношениях с женщинами. И для аристократки Варвары Репниной, и для бывшей крепостной Лукерьи Полусмакової одинаково непостижимым был этот человек: ни господин, ни мужик, в одинаковой степени народный представитель и печальный отшельник.
Как бы там не было, но годы шли, а он, всенародный любимец, не мог дождаться любви от одной-единственной женщины. И медленно такие вполне понятные каждому вещи, как стремление уютного дома, семьи, понимания, любви, потребность отцовства и семьи превратились в творчестве Шевченко на поэтический идеал:
И до сих пор снится: под горой,
Меж ивами и над водой,
Беленькая хаточка. Сидит
Как будто до сих пор седой дед
Круг хатиночки и забавляет
Хорошеє и кудрявые
Свое маленькеє внуча.
И до сих пор снится: вышла из дома
Веселая, смеясь, мать,
Целует деда и дитя,
Трижды весело целует,
Прийма на руки, и кормит,
И спать несет...
И чем дальше бежали Шевченко лета к склону, тем безнадежнее эти чудесные картины приближались к произведениям поэтического воображения, окутанных печалью и болью невыполнимого:
И в друг-одиночестве
В садике буду почивать.
Приснятся детишки мне,
Веселая приснится...
И наконец, незадолго до смерти, больной, одинокий поэт понимает, что заберет эти нехитрые мечты о семейном счастье с собой. В Вечность.
И как буду здужать,
То над самым Флегетоном
Или над Стиксом, в раю,
Как будто над Днепром широким
В роще - предвічному роще,
Поставлю хаточку, садик
Кругом хижины насаджу...
«А я так мало, немного молил Бога. Только дом, одну хатиночку в роще, и два тополя возле нее, и безталанную мою, мою Оксаночку...» Не совсем так. Неизмеримо чаще и пламеннее он просил у Бога везения не для себя, а для всей Украины. Ней и для нее жил. За нее и молился. ...Видимо, в меньшем просьбе было отказано... Или в обоих? Ждали ответа и ждем. Но знаем одно: если мы еще до сих пор является народом и надеемся утверждения государственности, то, вероятно, в этом подспорьем нам есть и Шевченко страстная молитва. За осуществление наших мечтаний.