Петр Козланюк
П. Козланюк родился 12 августа 1904 г. в с Перерів Коломыйского уезда. Его жизненные «университеты» - наймитування у местного господина, обучение в Коломыйской гимназии, работа в Коломне рабочим, чтение классиков украинской и мировой литературы, а с 1926 г.- политическая работа, участие в коммунистической прессе (журнал «Окна», газеты «Сель-Роб», «Сила»). За революционную деятельность несколько раз был заключен (Львов, Дубно). Дебютировал как прозаик 1925 г. Первый сборник рассказов «Мужицкие блага» вышла в 1928 г. в Харькове. В 1939 г. вышли в свет девять сборников прозы, семь из них в Украине.
Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом на радиостанции «Днепр», в 1943 г. .видав сборник памфлетов и фельетонов «Парад мертвецов».
1944 г. вернулся во Львов, работал редактором, занимал различные административные должности. I960 г. выходят произведения П. Козланюка в трех томах.
Умер П. Козланюк 19 марта 1965 г.
В течение всей творческой жизни в своих рассказах и новеллах П. Козланюк остался верен одной теме - жизни трудового крестьянства Западной Украины. Отсюда - искренний демократизм, народность его творчества, влюбленность в своих
героев.
Темный, неграмотный, покривджений, забитый крестьянин, доведенный до отчаяния польским оккупационным режимом,- типичный образ большинства его произведений раннего периода («Письма», «У врача», «Варіят», «На рыбу», «Дети» и др.). В новелле «Легкий заработок» (1925) появляется образ тоски, что «висит на жерди над постелью». Голодно и холодно, тоскливо в бедняцкой хате: «Журба вылезла из лука и села рядом Панька, а с нетопленої печи вылез сумм и заходил широкими шагами по комнате». Эти персонифицированные образы-настроения моделируются в разных произведениях П. Козланюка, воспроизводя общую атмосферу крестьянского бедствовать.
Суровый реализм, простота и доступность таких новелл и рассказов обусловленные творческими принципами писателя всегда писать правду. Впоследствии в статье «О себе и о литературе» (1958) П. Козланюк признавался, что рассказывал о том, что «сам видел, пережил и знаю».
Новеллы, рассказы, образки, очерки П. Козланюк строит на жизненно достоверных фактах, умеет подать характерную деталь, подробность, преимущественно из сферы крестьянского быта («...шел Иван, отягощенный думами, словно большой мешок пшеницы, что недавно видел у попа, когда молотил в него»).
П. Козланюк - прозаик авторской объективной рассказы, чаще всего его художественный замысел реализуется через диалоги и монологи персонажей. Драматизм и трагизм ситуаций в его произведениях раскрывается благодаря социально напряженном конфликта. Показательный пример-новелла «Вечер» (1936), первые фразы которой воспринимаются как экспозиционная ремарка, а сюжет разворачивается через репликах трех действующих лиц. Такой принцип организации сюжета в рассказах «На рыбу» (1928), «В дороге» (1932) и др. В каждом из них варьируется та же тема обездоленного крестьянства.
Развязка в названных произведениях обнаруживает еще одну примечательную особенность творческой индивидуальности писателя: его персонажи остроумные, сообразительные, умеют смеяться и с себя, и с тех не очень радостных ситуаций, в которые попадают. В новелле «В деревне» (1926) веселый оборванец Кирилл привез на продажу деготь. Жандарм арестовывает крестьянина, потому что, оказывается, надо иметь разрешение, чтобы торговать. Завершается произведение остроумной репликой: «Ого, эй, времена. Это такое дальше получится, как будем уходить из дома, извините, до ветру, то надо будет иметь патент и довуд личный». Юмор П. Козланюка - еще одна форма «смеха сквозь слезы», где просвещен горьковато-грустную улыбку, а не трагикомический пафос.
Иногда ирония заложена в название: «Счастливая мысль», «Деревенская поэзия», «Хлопоты Борбунихи». Горькую улыбку вызывает содержание рассказа «Счастливая мысль» (1926): дяди прячут от принудительного страхования лучшую одежду... под покойника. Вот и есть «счастливая мысль». Глубоким трагизмом проникнуто повествование с таким романтическим названием, как «Деревенская поэзия» (1927). Умирает больная баба, а овдовевший сын, дом которого обеднела,- в отчаянии. Видимо, придется продать корову, чтобы похоронить мать, которая завещает похоронить ее без попа: «А людей... людей ты перепросиш, сыну, за обед похоронный».
«Черная - земля уже розполітикувалася»,- написал П. Козланюк в рассказе «Письмо» (1933). В разработке социальной проблематики писатель в произведениях 20-х - начале 30-х годов обращается к первым, часто неосознанных порывов социального протеста, бунтарства, пробуждение политического сознания («В деревне», «Огонь», «Дети» и др.). Со второй половины 30-х политическая борьба становится лейтмотивом ряда рассказов, таких как «Письмо», «Осужденный», «Борьба», «Последняя ночь» и др., однако художественный уровень большинства этих произведений невысокий, сказываются плакатность, публицистичность, схематизм в обрисовке персонажей, потому что политик все отчетливее начинает побеждать художника; исключение составляют новеллы «Похороны» (1930) и «Каменщик» (1934). Политический карб лежит и на авторском замысле осудить частнособственнические интересы крестьянина в рассказе «Хлопоты Борбунихи» (1935).
П. Козланюк написал роман-хронику «Юрко Крук», над которым начал работать еще с середины 30-х годов, а завершил лишь в 1956 г. Способствовало работе автора, по его свидетельству, чтение романа В. Самчука «Волынь», который получил широкую огласку на западноукраинских землях в середине 30-х годов. Юрко Крук и главный персонаж «Волыни» Володька Довбенко - ровесники, их духовное формирование происходит в одинаковых общественно-политических условиях, из которых определяющими становятся первая мировая война, политические события межвоенного двадцатилетия. Но в отношении этих событий оба писатели в политических взглядах были антиподами. С позиций исторической и художественной правды эти романы, так же как и произведения В. Василевской «Огни на болотах», Ирины Вильде «Сестры Ричинские», дополняют друг друга и в совокупности создают художественную панораму жизни на Покутье, Галичине, на Волыни в 20-30-х годах.
Конечно, замысел романа «Юрко Крук» выходит далеко за рамки идейно-эстетического противостояния с «Волынью». Самчука. Фактически это широкое реалистическое полотно в духе лучших традиций украинской эпики, когда жизнь центрального персонажа раскрывается в семейно-бытовом и общественно-политическом контексте времени. Историко-хроникальный изложение событий, одноплоскостной сюжет дают романісту возможность раскрыть историю жизни, физического и духовного возмужания главного героя.
Роман состоит из пролога и трех книг. За исключением пролога, где в лирико-медитативной интонации описано красоту покутского края, в романе почти отсутствуют пейзажи. И во вступительной части изображения природы контрастирует с убожеством села. Эта отчетливая установка на изображение прежде всего социальной атмосферы времени, очевидно, и объясняет, почему доминирующими в развитии сюжета стали диалоги. Кроме того, П. Козланюк, конечно, обратил внимание и на то, что, вырастая, мужніючи, познавая окружающий мир, любознательный деревенский парень Юрко больше наблюдает, чем размышляет над увиденным. Этим, очевидно, и объясняется структурно-организующая роль диалогов в произведении, особенно в двух первых книгах.
В художественной манере повествования замечаем две стилевые интонации, поскольку события подаются через восприятие взрослого человека (это строго реалистический пласт народной жизни), то ребенка, подростка с их наивно любопытными откровениями. Социальное и политическое возмужание Юрия Крука П. Козланюк раскрывает посредством включения в художественную ткань романа событий локального и исторического значения: легенд о повстанцев, эпизодов судебной тяжбы крестьян с господином Косінським, описаний военной канители на западноукраинских землях во время первой мировой войны и распада Австро-Венгрии, развертывание сюжетных линий, связанных с провозглашением ЗУНР, оккупацией Галичины Польшей...
Третья книга романа несет в себе признаки историко-революционного произведения. Соответственно сужается круг жизненных наблюдений, ослабляется психологическая доминанта, на первый план выходит информативно-иллюстративный изложение, в котором доминирует плоский, одномерный взгляд в оценке многих политических и социальных событий в духе большевистской идеологии.
Немного писателей смогли отреагировать на сложную и одновременно трагическую историю воссоединения западных и восточных земель Украины так, как это сделал в дневнике О. Довженко (запись от ЗО.VI. 1945 г.): «Объединились все украинские земли. Будет единое стадо и один пастырь. Все нонче будем равны»... И далее трагические предсказания: «... и вишлем в Сибирь, и будем тихо ненавидеть друг друга и топить, перевыполняя план при всякой возможности. И будет нас, Пахать мои, по чужих далеких восточных українах».
Оптимистично-героический тон последних глав романа отвечал тем официальным стандартам литературы социалистического реализма, за которыми теряется полнота и глубина жизненной правды. Эта же иллюстративность, соціологізація художественного материала присущи повести «Весна» (1947-1964), ряда рассказов этого периода.
П. Козланюк-автор нескольких книг художественной публицистики, его очерки и статьи, содержащие богатый фактический материал об общественно-политической, культур но-образовательную атмосферу на западноукраинских землях в 20-30-х годов, написаны доходчиво, с присущим писателям чувством юмора. € в его активе и несколько сборников памфлетов и фельетонов, потеряли былую злободневность, а также воспоминания о собратьях по перу С. Тудора, Я. Галана, О. Гаврилюка, Я. Кондру, о работе писателя в журнале «Окна». Меткие наблюдения и соображения содержатся в литературно-критических статьях, особенно тех, в которых автор раскрыл «секреты» своей творческой лаборатории. Выступал П. Козланюк как литературный критик.
Наследие писателя неравноценный, но в лучших его произведениях отражена художественная правда о жизни, думы и переживания трудящихся Западной Украины.