Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ИВАН КОЧЕРГА

История украинского народа в творчестве Ивана Кочерги

В начале XX века практически все театры в Украине были русскоязычными, но молодой драматург Иван Кочерга не возлагал надежд на развитие украинского театрального искусства и в 20-е годы перешел к творчеству на родном языке. Еще изучая право на юридическом факультете Киевского университета, Иван Кочерга интересуется историей Киева, который захватил его своей красотой. Как-то, просматривая в библиотеке старинные документы, он обратил внимание на грамоты литовских князей, которые были датированы 1494 и 1506 годами. Там речь шла о запрете, якобы из противопожарных соображений, жечь свечи в домах города. Поскольку такой запрет продолжалась довольно долго, то Иван Кочерга логично предположил, что киевляне должны были бороться за свое элементарное человеческое право. Так знакомство с древними историческими документами подтолкнуло писателя к написанию драматической поэмы «Свіччине весілля».

В 1482 году Киев был разрушен крымским ханом Менгли-Гиреем, который «Киев взхя и огнем сожже». Вся городская жизнь была сосредоточена на Подоле, где в маленьких, убогих, крытых соломой избах жил киевский люд. А на горе Вздихальниці стоял замок, что его в XV веке построили литовские князья. Между Подолом - центром мещанского и цехового жизни, и замком на Горе не было мира. Они и стали местом драмы «Свіччине весілля». В свое время академик А. Белецкий справедливо заметил, что, «кроме реальной истории в пространстве и времени, имеют другую историю - в мыслях и чувствах тех, кто эти города строил, заселял, посещал».

Действительно, герои произведения олицетворяют свободолюбие киевлян, их решимость в отстаивании своих прав.

Продолжая знакомство с историческим прошлым Украины, Иван Кочерга постоянно восхищался и удивлялся характерами людей, которые строили страну, защищали ее от врагов. Образ Ярослава Мудрого, княжил в Киевской Руси в XI веке, заинтересовал писателя своей неоднозначностью.

Действие пьесы разворачивается во время, когда Ярослав после ожесточенной борьбы со Свято-полком, Мстиславом, Болеславом и Бречиславом наконец занялся развитием объединенной под его рукой Русской земли. Он дальновидный, умный государственный деятель и политик, воин, который в мирное время собирает библиотеку, строит храмы. «...Высших я не ведаю сокровищ, чем мирный труд и счастье в мирнім доме», - говорит он о себе. И слово князя не расходится с делом. Почти тысячу лет удивляет мир собор Софии Киевской, а потомков восхищает фигура Ярослава Мудрого.

Иван Кочерга интересовался героической борьбой народа за свою свободу. Писателя захватили яркие страницы восстание гайдамаков против польской шляхты, в драме «Алмазный жернов» он воссоздает трагические события Колиивщины. Драматург мастерски выписал образы двух враждебных лагерей: разгромленных, но мужественных и стойких духом повстанцев, которые на грани жизни и смерти остаются отважными и благородными, до последнего вздоха хранят верность, и коварной шляхты. Этим произведением автор подтверждает мнение о том, что правда всегда на стороне народа - носителя и хранителя истинной нравственности.

Иван Кочерга писал свои произведения в то время, когда нельзя было открыто выражать свои мысли. В стране, где человек считалась маленьким винтиком, который в любой момент можно заменить, писатель искал в историческом прошлом образы, на примере которых показывал, что жизнь каждого человека бесценна, если оно посвящено служению народу.