Драматургия Леси Украинки - феноменальное явление в русской литературе: она поражает новизной тем, остротой социально-психологических конфликтов, философскими обобщениями и поэтической красотой. Страстное отрицание всего враждебного, реакционного, закостенелого в жизни, утверждение гуманистических идеалов ведется в ее произведениях с позиций неоромантизма, который пытался расширить права личности, освободить ее от давления толпы. Творчество поэтессы - качественно новый этап в развитии украинской драматургии. По своим идейно-художественным качествам, уровню художественного совершенства она является одним из самых весомых достижений всемирной драматургии.
В своих драматических произведениях Леся Украинка часто обращалась к сюжетам и так называемых «вечных образов», взятых из Библии и Евангелия, по истории и литературе других народов. Прекрасно знакома с историей и культурой народов Европы и Азии, писательница обращалась к переломных этапов исторического развития, отыскивала такие события, которые были бы созвучны украинской современности, что позволило расширить тематические горизонты нашей драматургии, поднимать злободневные социально-политические и морально-этические проблемы, которые волновали украинское гражданство.
С именем Леси Украинки связан и расцвет драматической поэмы в нашей литературе. Этот жанр привлекал писательницу возможностью поднимать острые общественно-политические и морально-этические проблемы в форме словесных поединков между носителями альтернативных взглядов, сторонниками радикальных или консервативных идей.
Первым драматическим произведением Леси Украинки была пьеса «Голубая роза», написанная прозой 1896 года. Позже поэтесса создает драматические поэмы, которые в начале XX века заняли ведущее место в ее творчестве. До лучших драматических поэм и социально-философских драм Леси Украинки относятся: «Одержимая» (1901), «Осенняя сказка» (1905), «В катакомбах» (1905), «Кассандра» (1907), «В пуще» (1897-1909), «Адвокат Мартиан» (1911), «Лесная песня» (1911), «Каменный хозяин» (1912), «Оргия» (1913). Три последние составляют ее «алмазный венец», по меткому выражению М. Рыльского.
Одной из первых попыток поэтессы в жанре драматической поэмы стала лирико-драматическая поэма «Одержимая», написанная на основе евангельского мотива - учение Иисуса Христа о любви к ближнему, несмотря на то, он друг, или враг. Поэма была создана одним дыханием - в ночь, когда Леся Украинка находилась у постели смертельно больного Сергея Мержинского, от которого отвернулись его бывшие товарищи. Отсюда тот выразительный субъективизм автора в обрисовке конфликта между Мириам и Мессией, который в последние дни своей земной жизни глубоко страдает от одиночества, от непонимания его состояния людьми, особенно с учениками.
Мириам, которая любит Мессию, не может смириться с равнодушием, лицемерием, беззаботностью людей, которые причиняют болезненных ударов Учителю. Одержимая высоким духом настоящей любви, Мириам не может воспринять проповедей Мессии любить врагов. Для нее «тихий смех фарисея» хуже «злого скорпиона», ей гадкая не так сама яд, как все «это гибкое, коварное тело». Женщина проникается ненавистью ко всему лицемерного и фальшивого.
Мириам возмущена, что и те, кто считает себя друзьями Мессии, в частности, его ученики, не чувствуют боли Учителя. Они «спят непробудным сном», когда душа Мессии «печальная до смерти». Из уст женщины срываются страстные слова пренебрежения к людям, «сонного отродья», равнодушного к страданиям других. Страдания Мириам усиливаются еще и от того, что она ничем не может помочь дорогому сердцу человеку, который Приносит себя в жертву, чтобы спасти человечество. Она хотела бы бросить гневные слова в лицо фальшивым друзьям, что «трижды одрікалися» от Мессии, что не увидели в нем Сына Божьего и отдали Учителя в руки палачей.
...пусть бы глаза
им випекло, те бесстыдные глаза,
что смели здесь смотреть на муку,
того, чьего все не стоит мизинца!
В последней сцене Мириам выразила толпе все, что накипело на душе, и, конечно,
поплатилась за это жизнью: озверевшие люди, что не хотят видеть свое неприглядное существо, забивают ее камнями.
Тема противостояния положительного героя, который отстаивает правду, возвышает дух побежденных и охладевшей толпы, объединяет «Одержимую» с двумя другими произведениями этого жанра, написанным в это время также на основе событий древней истории восточных народов.
В драматических поэмах «Вавилонский плен» и «На руинах» Леся Украинка по-новому осмысливает события, связанные с гибелью Древней Иудеи, ее завоевания Вавилоном. Главное внимание здесь обращено на проблему между порабощенными и победителями, на духовный раскол среди завоеванных. В центре поэмы «Вавилонский плен» - певец Єлеазар, которого співплемінники презирают за то, что ради куска хлеба он пел для врагов. И настоящие песни он сохранил для своего народа и ими он поднимает его дух.
«На руинах» - произведение о руины завоеванного Иерусалима. Мы узнаем о горе и отчаяние людей, которые остались без крыши над головой, без еды и одежды. Сонные люди кажутся убитыми, а поле, где они находятся, словно покрытое трупами. И вот руинами ходит от одной кучки людей к другой пророчица Тирца и подбадривает падших духом. На горькие вздохи, на упоминание о смерти, которая скосила близких, она советует строить новый дом, заботиться о своем доме, чтобы «не была чужой в родном краю». Тирца призывает отчаявшегося к труду, перековать ржавый меч на рало. ей болит раздор между порабощенными, она призывает к единению, к труду, к восстановлению разрушенного. Трагизм пророчицы в том, что люди ее не понимают и прогоняют, обрекая самих себя на долгое рабское существование.
Эпоха раннего христианства происходит в драматической поэме «В катакомбах», где уже на фактах из жизни преследуемых императорским Римом сторонников новой веры осуждается рабский дух, который сковывает порыв к свободе. Раб-неофит не может примириться с словам епископа, что не осуждает рабства, а призывает к повиновению. Здесь писательница указывала на русскую православную церковь, которая враждебно относилась к освободительной борьбы народа и всячески защищала деспотический режим империи. Раб-неофит не принимает таких «советов», он отдает честь титана Прометея, который не творил своих людей рабами. Так в произведении страстно зазвучала идея борьбы за правду и свободу. Поэтесса отстаивает освобождения человека от духовного гнета, ее право на земное счастье. Но настоящим шедевром всемирной драматургии стала драма-феерия Леси Украинки «Лесная песня». Это - «поэзия родной природы, воспринятой через прекрасные фольклорные образы, поэзия мечты о счастливое, гармоничное, красивое жизни, - звучит здесь с необычной, даже для Леси Украинки, силой», - как справедливо отметил один из критиков - Леонид Новиченко. Произведение утверждал борьбу за свободу как непременное условие человеческого счастья, воплощал мечту о новом человеке - мужественную, добрую, бескорыстную, готовую идти на самопожертвование во имя свободы и счастья народа.
«Лесная песня» - выдающаяся драма Леси Украинки, произведение, что принес ей наибольшую славу и радость.