Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



КУПАЛЬСКИЕ ПЕСНИ



...Крупнейшим розгаром в проведении ритуалов и игрищ летнего периода был праздник Купала. В древности оно происходило с выполнением многих ритуалов и магических действий, гаданий, гульбы, что сопровождались купальскими песнями. Отрывки некоторых из тех, что дошли до нас, являются сакральными и обнаруживают тесную связь с древними верованиями, по которым этот день считался браком воды и солнца (Лады с Купалой):

Гей, око Лада,
Леле Ладовое,
Эй, глаз Ладовое,
Ночь пропадает.
Глаз Лада
Из воды выходит,
Ладовое праздник
Нам приносит.
Эй, Ладо!
А ты, Перуне,
Отче над Строем!
Эй, Перуне,
Дай дождаться
Ладе Купала!

Среди мифических персонажей в купальских песнях распространенный образ Марены, что олицетворяет облако, плодородную влажную: "Круг Мареночки - Купало, Играет солнышко на Ивана!", "Круг Маренонькы ходили девоньки, Стороной дождик идет, стороной". Кое-где встречаются песни-заговоры к Марены: "Ой, Марено, черная гадино, месяц Съела, съела солнце... ест звезды и меленькие детки..." Поэтому на некоторых территориях существовал обряд "топить Марену", символизирующий победу над дождевой тучей во время жатвы, которые приближались. При этом пели: "Утонула Маренонька, утонула, Наверх кісонька всплыло...".

Значительную группу купальских песен составляют произведения заклинального характера, которыми молодежь созывалась на праздник. В них нередко звучали заклинания и проклятия тех людей, которые не пришли величать Купала (эти произведения, очевидно, возникали в период двоеверие и касаются христиан, которые не поддерживали языческих обычаев):

Поставлю я иву,
Сама сяду сверху,
На иве я сижу, кричу,
Девушек на Купала созываю.
Которая не выйдет на Купала,
Чтобы она села и не встала,
Чтобы она села лемішкою,
Чтобы ее везли теліжкою,
Чтобы она села кругом, кругом,
Чтобы ее везли топором, топором...

Анафорические повторы делают это произведение приближенным к магическим заклинаниям.

Среди купальских песен есть большая группа произведений, которыми сопровождалось сбора цветов и наряджение Купальницы, обряд венкоплетення:
Заплету веночек,
Заплету шелковый,
На счастье, на судьбу,
На чорнії брови,
Ой пущу венчик
На биструю воду,
На счастье, на судьбу,
На милого красоту.
Ой полынь, венчике,
Прытко за водой,
На счастье, на судьбу,
Милому со мной.

Венок в купальских песнях является древним языческим архетипом как символ годового коловорота, солнечного светила, бесконечности; а также - свадебных, судьбы. Он является обязательным атрибутом весенне-летних игр и гаданий. Одним из распространенных ритуалов был обряд гадания на венках, по которому под "дерево счастья" сажали убранную девушку с завязанными глазами, "роль которой заключалась в том, чтобы быть своеобразной жертвой Дереву жизни (сожжение антропоморфного изображения человека и является отголоском человеческого жертвоприношения)". У нее клали сплетенные заранее венки из свежих и увядших цветов. Она давала каждой девушке венок, что был символом ее будущей судьбы. Этот обряд сопровождался такими песнями-заговорами:

Ой шаріла вишенка, шаріла,
А под ней девушка сидела...
... Купайлочко-Фортуно, ты есть там,
Подай сюда венец счастья нам...

Или:

Выйди, выйди, Фортуно,
До нашего Лада - гай!
Подари веночки нам,
Ой Купало-Купалочка,
Веночки подай!

Другим видом гадания на венках был обряд пускания их за водой, и за тем, как они плыли (быстро, вращаясь, утопая, связавшись с другим венком и т.п.), загадывали будущую судьбу.

Обряд венка также фигурирует в ряде купальских игрищ эротического характера:

По садочку хожу, виноград сажаю,
Посадив да и поливаю,
Ой полив и нащипаю (щиплют девушки парней).
Нащипавши, венчика зів'ю,
Венчика свив, на воду пущу:
Кто венка пійме, тот меня примет...

Потом девушки разбегаются в разные стороны, а парни пытаются их поймать.

Днем купальские игры происходили вокруг ряженого деревца (Купальницы), а вечером - вокруг ритуального костра, что "гореть высоко", символизируя соединение земли с небом. Остатки древних ритуалов является свидетельством того, что это пламя считалось жертвенным, его наделяли магической силой: "В древности бытовал обычай бросать в огонь петуха или конский череп - солярных животных". Купальский костер и обряд, что происходило вокруг него, называли собіткою, соответственно песни, которыми он сопровождался - собітковими. Эти произведения зафиксировали элементы заговоров, описания этого действа:

Долішняни, горішняни,
Сходьтеся к нам на собітку,
Испечем вам слепую кошку....

Освящение огнем:

А где тот святой Ян,
Что нам три огне клал?
А ты, Ян, святой Ян,
Освяти нам наше зело,
Наше зело и корне,
Што на огень положене...

По мнению многих исследователей, обряд перепрыгивания через пламя является видоизменением архаической жертвы "перевод через огонь":

Ой на Купала огонь горит,
Ой там Аннушку перевозят.
Ой помаленьку ее везіте,
Ей венчика не загубіте,
Ее венчик рутв'яненький,
Ее Ваня молоденький...

Впоследствии обряд перестибування через огонь стал символическим очищением перед жатвой. Кое-где купальский костер раскладывали над водой, и парни с девушками, перепрыгивали через собітку, падали в воду. Затем молодежь шла в чащу "искать цветок папоротника".

На некоторых территориях Купала не сжигали в огне, а топили. Это было связано еще с одним известным ритуалом, который проводился утром после праздничной ночи, - купание молодежи в воде - и считался обрядом очищения после оргий. Поэтому здесь вода, как во всей календарной обрядности, является обязательным архетипом. В этом проявляется связь купальских песен не только с жанрами весеннего и летнего циклов, но и с колядками и щедривками, в которых нередко встречаются мотивы сноса девичьего венка в реку, перехват молодцами девушки-перевізнички, перевод через поток и т.д. Как во всей древнеславянской лирике, вода в купальских обычаях и песнях является символом спаривание, венчание (очевидно, этимологически от "венок"):

Ой на Ивана на Купала,
Там Мария в воду упала,
Ой на Ивана, на Купала,
Там Мария купалась,
Ой на Ивана, на Купала,
Там венчалась с Иваном...

Часто картины купальского купелью парня и девушки подаются иносказательно:

Ой загородю терном реку,
И пустю лебедя и лебідочку,
А сама буду смотреть,
Как будет лебедь купаться...
С лебедкой здороваться...
То не лебедь и не лебідочка, -
То Ригор парень,
И Наталья девка...

Частый мотив отдавания девушки поэтому молодцеві, что вытащит ее из воды, когда она топится, или поймает в воде ее венок. Такие произведения нередко заканчиваются трагически:

Подовіцявсь Ваня венчик понять,
Венчик понять, дівоньку взять.
Как ступил ногой - по пояс водой,
Как ступил второй - на дно головой...

В купальских песнях очень часто встречается мотив потопання девушки, которая просит спасения у своих родных - отца, матери, сестры, брата, но те отказываются ее спасать. Кое-где он может восприниматься как наказание девушки за непослушание, но Э. Тайлор, указывая на значительное распространение этого мотива у разных народов, дает другое объяснение: водные духи, по языческим представлениям, требуют жертв, поэтому "совершенно очевидно, что с этой точки зрения спасение утопающего, то есть вырывание жертвы из когтей водяного духа - это бессмысленный вызов божеству, который вряд ли сможет остаться непімщеним...".

Поскольку купальская ночь была временем языческих оргий, то тема любви и плотской любви является одной из центральных в этих песнях:

Малая ночка против Купала,
Где ты, девчоночка, да ночевала?
Ночевала ночку в барвіночку,
Вставай, козаченьку-недовірочку.
Ночевала вторую в темном лугу,
Вставай, казак, неверный вторую,
Ночевала третью под ежевикой,
С верной женой да.

В купальских песнях ряд мотивов и образов перекликаются с русальными. Таким, в частности, является мотив загадывания девушке загадок парнем или его посланником:

Молодой Марку, или спишь, или лежишь?
Не сплю, не лежу, стрелочки стружу,
Которые луччи - вяжу в пучки,
В пучки вяжу, на Дунай пускаю:
Плывите, стрелочки, до моей девочки,
Загадайте ей три загадочки,
Как одгадає, так моя будет,
Не одгадає, не моя будет...

С приходом христианства и принесением на славянские земли новой морали церковь вела борьбу против языческих оргий как составного элемента ритуально-магических действий, считая их развратом и идолопоклонством. В частности м. Грушевский цитирует слова псковского монаха Памфила (16 ст.) об этом празднике: "Когда придет праздник Рождества Предтечевого, то в ту святую ночь, чуть ли не весь город схвилюється, и по селам показяться - с бубнами, с сопілями, с гудением струнным и всякими неподобними граннями сатанинскими, плесканием и плясанням: женщины и девушки головами машут, устами выдают недобрые кличи, отвратительные бісовські песни, хребтами виляют, ногами скачут и топчут"; и описания из "Стоглава": "Против праздника и ночью на самый праздник, весь день и до ночи мужчины, женщины, дети по домам и на улице, и над воду ходя, забавляются всякими грамма, скоморошеством, песнями и плясами сатанинскими, гуслями и другими способами и похабными оскорблениями; здесь ребята безчестяться; когда проходит ночь, идут на реку с великим криком, как бесноватые; моются водой и, [придя] домой, падают как мертвые от великого "ходатайство". Поэтому во многих купальских песнях, относящихся к более позднему периоду, звучат мотивы запрета родителями идти девушке на гульбища, наказание братом сестры, что не послушала этого совета, потопання девушки во время купания и бесполезное попытки получить помощь от других девушек и парней. Впоследствии церковь в этот день установила праздник святого Ивана. Не имея библейского основания, оно стало продолжением языческого обычая, который в видоизмененной форме был закреплен тогдашней церковью. Синкретизмом элементов язычества и христианства обозначена большинство купальских и собіткових песен более позднего периода созидания, вроде:

Святая Пречистая собітку курила -
И всех святых просила.
Все святиї на собітці били,
Господа просили, Господа хвалили:
Дай же нам, Господоньку,
Першеє поломіненько - озимоє житцо,
Другоє поломіненько - пшеничка,
Третєє поломіненько - горошек...

В наше время остатки этого праздника сохраняются в народе по традиции.


Источник: Лановик М.Б., Лановик З.Б. Украинская устное народное творчество: Учебник.- 2-е изд., стер.- К.: Знание-Пресс, 2003.- 591 с.

------------

На дни летнего солнцестояния у украинцев с древних времен приходились купальские праздники и игрища. Зародилась эта традиция в те времена, когда среди земледельческих племен на территории Украины царил культ солнца и древних языческих богов Ярилы и Даждьбога. Впоследствии, уже в христианские времена, эти обряды наложились на празднования крупных религиозных праздников: рождества Иоанна Крестителя (купальские песни и игры; в самых западных групп украинцев - "собіткові") 7 июля по новому стилю и верховных апостолов Петра и Павла (петрівчанські песни) 12 июля по новому стилю. Игры и обряды этой поры связывались с паленням жертвенных костров, сжиганием чучела ("Марены", "Коструба", "Купала" и др.) очищающим огнем. В купальских ритуалах сочетаются элементы маґії (общее буйство природы и влияние на урожай) и матримоніальних действий. С буйством природы связаны всевозможные фантастические моменты (волшебная сила зелья, собранного в купальскую ночь, чудодейственный цветок папоротника и целебная сила воды в это же время, активизация и опасность в этот период всяких духов природы и "нечистой" силы). Все этапы празднования были связаны с танцами и пением и носили орґаїстичний характер.

Источник: Компакт-диск "БЕРВИ".- Проект "Моя Украина".- ОО "Арт Экзистенция"