12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИНА КОСТЕНКО
Воплощение в образе Маруси Чурай нравственной красоты и таланта украинского народа (по одноименному роману Лины Костенко)
Определенный, кто родился на Украине слышал песню «Ой не ходи Грицю», и, уверен, многие из тех, кто слышал, не задумывались над тем, кто автор, или считали ее народной. Да, песня действительно народная. Но что такое народная песня? Песня, которую создал народ, или песня, которую поет, любит весь народ, или первое и второе? Но песню кто-то обязательно творит: кто-то начинает, кто-то поддерживает, кто-то подпевает...
Лина Костенко, одна из самых талантливых украинских поэтов европейского уровня, создала роман «Маруся Чурай», где использовала древнюю легенду о талантливую украинскую девушку, что писала песни, которые пели в домах на вечеринках, на улицах, пели в походах, пели полками, городами - страной.
Лина Костенко выбрала основой для романа легенду. Кто сказал, что легенды - ложь, в первую очередь поэтессу интересовала сама возможность существования Маруси Чурай, ее таланта, ее роль в жизни Полтавы тех времен, всей Украины.
Поэма Лины Костенко объединяла поэта, художника с народом; Маруся Чурай - автор песен - является голосом народа, достигла высшей цели писателя, особенно поэта, - стать народным.
А песнями Маруси Чурай «плакала Полтава». Кроме того, когда Марусю Чурай судят, то на защиту ее поднимается Иван Искра:
Что нам было нужно на войне?
Сабли, знамена и ее песни...
Она же была как голос Украины,
Клокотавший в наших корогвах!..
Кстати, что такое голос Украины? Сейчас газеты называют многих исполнителей современной музыки золотыми, серебряными голосами Украины? Что действительно является голосом Украины: голос человека или его талант?
Именно потому, что талант, Хмельницкий в городе в суд пишет:
ЕЕ песни - как перло многоцінне,
Как дивен сокровище среди земных сует...
Такую певицу показать на горю,
И цеж ничто, а песню задушит...
Но, к сожалению, далеко не все понимают гетмана Хмельницкого и Ивана Искру, много людей, почти пол-Полтавы, выступали на суде смертный приговор, утверждая: «При чем здесь песни?».
Она же на суде представлена другое... Что это? Как можно не помиловать автора этих перлов.
И у меня душа, было, песнями аж звенит
И в этой любви что-то священное,
Такое, этого нельзя осквернит...
Болит моя головонька от самого лба...
Не видела миленького ни сейчас, ни вчера...
Любились, любились, как голубцов пара!
Не дай Бог разойтись, как черная туча..?
Потому что именно в этих строках раскрывается красота души Маруси Чурай, что присуща большинству украинских девушек, потому что она красивая и талантливая, верная и искренняя, любящая и страстная.
Как можно?
Когда об этой девушке, о ее голос, говорят:
Дисканты слышал я, тенора, басы.
А ты поешь - душу всю проймаєш.
Бывают, может, лучшие голоса,
Но такого второго нет!
Кроме того, если песни поет полк, то они помогают ему в военных делах, а война Хмельницкого - война за независимость. Вспомним, что Хмельницкий говорит:
О наши битвы - на бумаге голо.
Лишь в песнях тот огонь пышет. То есть, Маруся Чурай выступает еще и летописцем. А так как борьба за независимость - борьба народная, то и воспевает Маруся душу народную:
Истории же пишут на столе.
Мы же пишем кровью на своей земле.
Мы пишем плугом, шаблей, пісцем,
Песнями и невольническим плачем.
Могилами в поле без имен.
По дороге в Киев из Лубен!
У Маруси Чурай песня льется из души, потому что она «тронула впервые слово», когда услышала думу о своем отце.
Именно это и открыло в нее бессмертную силу слова, силу которой не имеет смерть, силу, которая принадлежит только народу:
И говорит дьяк: - У них там на Волыни
Какие такие плачи горько полинні,
То конец такой удивительной красоты,
А голоса, какие там голоса!
Но и жизнь там, боже, твоя воля,
У них же там и рубашки, как судьба.
Там сосенку, кривульку или челнок -
А рукава же белее лебедей -
Вот как пустит черным, черным, черным.
В запястье в несколько рядов..
То есть, эта сила - сила народного искусства, народной культуры, которая воплощается в одном человеке. Лина Костенко в своих сочинениях интерпретирует прошлое в будущее - современное, интерпретирует черты народа в черты одного человека. На мой взгляд, здесь есть и такая интерпретация. Маруся Чурай является воплощением нравственной красоты и таланта украинского народа.
Но почему этого не понимают, почему и в современной, реальной жизни талант постоянно уничтожают, мешают ему раскрываться - не понимают? Почему в романе Маруся не поняли? Ибо она является талантом на рода. Как можно это не понять?
Но можно. Ибо всегда «приходят какие-то беспардонные проныры, пожирая руки, берутся за все», потому что, как сказала Маруся Чурай.
Моя любовь достигала неба,
А Гриша ходил ногами по земле...
Все объясняется тем, что люди разные, каждый имеет свою душу, а «неровня душ - это хуже, чем имущества!»
Но на смену пронозі обязательно придет талант, и чтобы не говорили, душа Маруси Чурай всегда будет жить, потому что Маруся «в сердце была то, что не умирает», а значит, и вечно будет жить душа украинского народа, потому что воплощением ее красоты, таланта есть образ Маруси Чурай? Только «над ее песнями плакала Полтава», только с ее песнями казаки отправлялись в поход, только их мы поем сейчас, только ее душа «достигала неба - была образцом той высоты, к которой должен стремиться каждый талант, и поэтому «митую не надо наград, его судьба наградила». А мой народ является таким художником. И его талант не уничтожить, не вытравить, не одолеть.
|
|