МАРКО КРОПИВНИЦКИЙ
С именем М. Кропивницкого связанные
создание украинского профессионального театра и следующий этап развития
реалистической драматургии.
Марко Лукич Кропивницкий родился 7 мая
1840г. в с. Бежбайраки на Херсонщине. Отец его - “человек труда, труда мозольные”,
- достиг достатка и положения в обществе (имел должность управляющего барских
имений). Образование М. Кропивницкий получал без всякой системы - то в
частной школе шляхтича Рудковского, то в Елисаветградском училище.
Нормальное обучение стало возможным лишь в Бобринецькій уездной школе, которую юноша
закончил с похвальным листом. Мать учила его музыки, разучивала с ним разные
вокальные партии. В это время М. Кропивницкий участвовал в любительском кружке,
в котором ставили пьесы украинских и российских драматургов.
После неудачной попытки продолжить
обучение в гимназии в Киеве юноша возвращается к Бобринца и поступает на службу
до уездного суда.
С 1862г. М. Кропивницкий посещает занятия на
юридическом факультете Киевского университета в качестве вольнослушателя. Под
впечатлением одной из переводных мелодрам, увиденных в киевском театре, он
пишет пьесу “Никита Старостенко”. То было произведение неопытного автора (впоследствии он
сам критически оценил эту попытку). Теперь она известна в варианте, который потерпел
многочисленных обстоятельных авторских доработок.
Так и не завершив по разным причинам
образования, Г. Кропивницкий пополнял свои знания самостоятельно, особенно с переездом в
Елисаветграда, куда в 1865г. было переведено уезд, и где были библиотеки. Там он и И.
Тобилевич “знакомились понемногу с Смайльсом, Робертом Оуэном, Джоном Стюартом Миллем, Спенсером,
Молешоттом и
другими; читали
кое-что и из Шекспира, Байрона, Гете, Гейне, Дюма, Жорж Занд, Теккерея”. На казенной службе он не
продвигался, а часто совсем терял заработок через увлечение искусством и
участие в любительских спектаклях.
В 1871г. Кропивницкий перешел в профессиональные
актеры, согласившись работать в труппе графов Морковых (Одесса). В течение десяти
лет работы в российских театральных труппах он получил огромного сценического
опыта, глубоко изучил специфику и законы театрального искусства, выработал свои
творческие принципы, понимание места театра в жизни общества.
В 1872г. в одесской газете
“Новороссийский
телеграф” было опубликовано водевили М. Кропивницкого “Помирились” и “За
сиротой и бог с калитою, или же Неожиданное сватовство”.
Важным этапом в творческой жизни
Кропивницкого и истории украинского театра были его гастроли 1875г. в Галиции, где, работая
актером и режиссером театра общества “Русская беседа”, он приложил усилия к
изменений в репертуаре и художественном стиле театра, в приближении его к реализму и
народности.
После отмены (1881) запрета
украинского театра (хотя еще остались многочисленные ограничения и предостережения)
начали возникать украинские труппы - в Киеве, Харькове, Одессе. И работа у них не
удовлетворяла Кропивницкого, который хотел кардинальных перемен в сценической
творчества. В 1882г. он организует свою труппу, которая примерно через год
сливается с труппой М. Старицкого, где Кропивницкий становится ведущим режиссером.
Начинается новая эпоха в истории украинского профессионального театра, на сцене
которого выступали, определяя его творческое лицо, Г. Заньковецкая, М.
Садовский, а несколько позже - М. Садовская-Барилотти, Г. Затыркевич-Карпинская,
П. Саксаганский, И. Карпенко-Карый. Выставляя произведения И. Котляревского,
Т. Шевченко, Г. Квитки-Основьяненко и собственные, выдающиеся художники утверждали
принципы народности и реализма.
Сборник произведений М. Кропивницкого,
вышла в Киеве в 1882г., включала пьесы “Дай сердцу волю, заведет в неволю”, “Глитай,
или же Паук” и “Невольник”.
В первое двадцатилетие Кропивницкий
писал преимущественно произведения комедийных жанров - “Помирились” (1869), “За сиротой и
бог с калитою, или же Неожиданное сватовство” (1871), “Актер Синица” (1871) -
переработка водевиля Д. Ленского “Лев Гурыч Синичкин”, “Пошились у дурні”
(1875), “По ревизии” (1882), “Беда не каждому бедствие - другому и талант” (1882),
“Усы” (1885) - по рассказу А. Сто-роженко. Этим водевілям, как и созданным в
этот период драмам “Пленник” (1872) по поэме Т. Шевченко, “Беспочвенники” (1878, окончательная редакция -
1898), “Пока солнце взойдет, роса глаза выест” (1882), “Мироед, или же паук”
(1882), присущие жанровая определенность, традиционность системы художественных средств
(в частности, развертывание конфликта вокруг главного героя или главной пары, которым
противопоставлены другие персонажи). В драмах “Где зерно, там и мякина” (“Две семьи”)
(1888), “Сумасброд” (1889), “Олеся” (1891), “Перед волей” (1899),
“Кавардак” (1906) наряду с основным конфликтом разворачивается дополнительная сюжетная
линия.
В 900-е гг. Кропивницкий не раз
свои пьесы называет рисунками - “рисунки сельского движения” (“Конон
Блискавиченко”, 1902, “Трудное время”, 1906), “картинки деревенской жизни” (“Старые
сучки и молодые побеги”, 1908), “рисунки сельского каламуту” (“Зерно и
мякина”, 1910), - интуитивно чувствуя существенные различия их структуры, в
которой трудно определить начало, середину и конец действия, потому что завязка в них, по
сути, состоялась еще в начале произведения, а конфликт финалом не исчерпывается.
Своеобразным явлением являются комедии
Крапивница-ницкого “Чмырь” (1890), “На руинах” (1900), “Противоположные течения” (1900), “Мамаша” (1903), “Старые сучки и
молодые побеги”, как и водевиль “Дошел до ума” (1909). В некоторых из них имеются
признаки трагикомедии, что было новым для того времени жанровым образованием.
Незлостивою иронии обозначено
комедию “Лысый” (1908), названную автором драмой. Среди авторских жанровых
определений есть и “этюд” (одноактной пьесы “По ревизии”, “Горе не каждому беду...”).
Стремление драматурга к жанровой
разнообразия нашло свое проявление и в двух последних его произведениях, обозначенных
трагедійністю (“Казнена сила”, 1903; “Зерно и плевелы”, 1910).
Время от времени писатель обращался к
инсценировки и переработки известных литературных произведений (“Невольник”
за Шевченко,
“Вий” и “Пропавша грамота” по Гоголю, “Вергілійова Энеида”, “Чайковский, или
Алексей Попович” по Гребенкой, “Подгоряны” за Гушалевичем, “Усы” по Стороженко,
“Хоть с моста и в воду головой” за Мольєровим “Жоржем Дандэном”).
Интенсивная артистическая (как правило,
не меньше ста спектаклей в год) и организаторская деятельность Кропивницкого,
разветвленность театральных маршрутов - не только гастрольных, но и тех, что были
обусловлены отсутствием стационарного театра (многочисленные города Украины, России,
Молдавии, Закавказья, Польши, Белоруссии), - оставляли немного времени для
литературного творчества. Но настоятельная потребность в полноценном репертуаре,
преданность любимому искусству, разносторонняя одаренность порождали
огромный энтузиазм, который давал возможность Кропивницкому преодолевать все трудности
“актерского напівциганського жизни”, и временные (иногда даже конфликтные и
длительные по времени) различия с единомышленниками. Он написал более сорока пьес
разных жанров, включая переработки и инсценировки, переводил Шекспира, некоторые
произведения русской драматургии.
Даже в последние годы жизни,
вынужден из-за резкого ухудшения состояния здоровья поселиться на хуторе Уют,
Кропивницкий довольно часто выезжал участвовать в спектаклях, продолжал
писать пьесы, пытаясь поднимать самые злободневные, острые темы тогдашней
жизни. Кропивницкий хлопочет об организации школы для крестьян и их
детей, создает две детские пьесы, используя мотивы народных сказок
(“Ивасик-Телесик”, “По щучьему велению”), и работает над их постановкой в себя на
хуторе.
Умер М. Л. Кропивницкий 21 апреля
1910г. по
дороге из Одессы, где был на гастролях; похоронен в Харькове.