Николай Костомаров
Костомаров Николай Иванович [псевдонимы
и криптонимы - Иеремия Галка, Иван Богучаров, Николай Н., Равви, Н. К., Н. К-ва
и др.] - украинский и русский историк, общественно-политический и культурный
деятель, писатель, публицист, критик, этнограф и фольклорист, член-корреспондент
Петербургской АН с 1876г.
Родился 4(16) мая 1817р. в слободе Юрасовці, теперь Ольховатського р-ну
Вороніжської области в семье русского помещика, мать - украинка из крепостных.
Окончил 1837р. историко-филологический ф-т Харьковского университета. Под
влиянием украинских фольклорных сборников увлекся собиранием и изучением
народной поэзии, 1844г. защитил магистерскую диссертацию «Об историческом
значении русской народной поэзии». По окончании университета некоторое время служил
юнкером в уланском полку, затем преподавал историю в гимназиях Харькова,
Ровно, Киева, в частности 1845р. - в. учитель Первой киевской гимназии, с
1846г. - адъюнкт-профессор кафедры русской истории Киевского университета.
В 1845 - 46 гг. вместе с М. Гулаком и В. Белозерским основал
Кирилло-Мефодиевское братство, где принимал активное участие в составлении программных
документов - «Книг бытия украинского народа», «Устав Славянского
общества св. Кирилла и Мефодия», воззваний «братьев-украинцев», «К
братьев-россиян», «братьев-поляков»; автор записки об объединении славянских
народов.
Весной 1847г. Костомарова арестованы. После годового заключения в каземате
«Третьего отдела», а затем в Петропавловской крепости его отправляют в Саратов.
Здесь он служил (1848 - 1857) в Статистическом комитете; в 1848 - 1850 гг. был
переводчиком при губернском управлении, редактором неофициальной части
«Саратовских губернских ведомостей», близко сошелся с М. Чернышевскому,
В Пипіним, Д. Мордовцем. 1856г. Костомарова амнистированы.
С 1858р. жил в Петербурге. В 1859 - 1862 гг. - экстраординарный профессор
кафедры русской истории Петербургского университета. Устраивал литературные
«вторники», куда сходились земляки-украинцы (П. Кулиш, О. Стороженко, В
Горленко и др.). Поддерживал тесные связи с Г. Добролюбовым, В.
Стасовым, М. Ге, А. Бодянским; сотрудничал в журналах «Современник»,
«Вестник Европы» (один из его основателей), «Отечественные записки», «Русское
слово», «Русская старина», «Киевская старина» и др. Выступил со статьей
«Украина» в журнале «Колокол». Принимал деятельное участие в создании журнала
«Основа», в выработке его национально-культурной программы. В начале 1862 году.
оставляет работу в университете и сосредотачивается на научной работе.
Был членом-редактором Киевской археографической комиссии; под его редакцией в
1863 - 1884 гг. издано 12 томов «Актов Южной и Западной России» по истории
Украины и Белоруссии 14-17 вв. Показывая близость исторической судьбы и
культурной жизни украинского и русского народов в ст. «Две русские
народности» (1861), Костомаров различал определяющие черты национального
характера украинцев и россиян. Автор трудов по истории: «Начало Руси» (1860),
«Мысли о федеративном начале в древней Руси» (1861), «Севернорусские народоправства
во времена удельно-вечевого уклада» (1864), «Вече и вечевое устройство в
древней Руси» (1864) и др. Написал «Русскую историю в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей» (т. 1-7, 1873 - 88). Труды по истории Украины посвящены
в основном периоду 15-17 вв.: «Иван Свирговский, украинский гетман XVI века»
(1855), «Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России» (1857), «Черты
народной южнорусской истории» (1861), «Южная Русь в конце XVII века» (1867),
«Руина» (1879 - 80), «Мазепа» (1882) и др. Научные исследования Костомарова
получили широкое признание, он был избран почетным членом академии Югослов'янської
наук и искусств, сербского ученого общества «Друшество» и др. Исторические
труды ученого отличаются образностью изложения.
В историю украинской литературы Костомаров вошел как писатель-романтик:
стихотворные сборники «Украинские балладе» (1839), «Ветка» (1840), исторические пьесы.
Поэзия Костомарова характеризуется широкой проблематикой и разнообразием
жанровых форм: стихи-баллады, в основу которых положены народные верования, легенды
и исторические предания («Тропы», «Посланник», «Мана», «Брат с сестрой»,
«Ласточка», «Явор, тополь и береза» и др.); реминисценции на исторические темы
(стихи «Воспоминание», «Могила» и др.), стихи-песни романсового характера,
стилизации народной лирической песни («Тропы», «Поцелуй», «Рожа», «Горлица»,
«Голубка», «Ночной разговор», «Улица», «Кукушка»), личностно-психологическая
лирика с ее ропотом на жизнь, тоской за недостижимым счастьем, молодостью («Тоска»,
«Девушка», «Сон», «Ой шел казак...», «Звезда», «Зари» и др.).
Гражданская лирика Костомарова проникнута мотивами борьбы с тиранией,
поэтизацией казацкой славы Украины («Древность», «Дети славы, дети славы!», «На
ночи»). Произведения на исторические темы нередко в форме аллюзий спроектированы на проблемы
современности («Юпитер светлый плывет по зеленым водам киммерийским», «Певец
Митусе» и др.).
Костомаров одним из первых в украинской поэзии ввел гекзаметр (стих
«Эллада») и элегический дистих (стихотворение «Ночной разговор»), п'ятистопний ямб.
Особенностями его стихотворения является богатство ритмики, отсутствие регулярной строфіки,
дежурство коломийкового стихотворения с говірним стихом. Для гражданской лирики
характерные ораторско-публицистические интонации, риторические средства.
Костомаров - автор исторических трагедий «Савва Чалый» (1838) и «Переяславская
ночь» (1841), которые отличаются новизной проблематики. Романтические драмы
«Кремуций Корд» (1849), «Эллины Тавриды» (1883), «Украинские сцены из 1649
года» (незакін.) обозначены тираноборчими мотивам.
Костомаров известен как прозаик: повесть «Сорок лет» (1840, перераб., доп. и
выдана 1902г. Л. Толстому), «Сказка про девку-семилетку» (1840; опубл.
1860), литературные сказки «Торба» и «Охота» (обе - 1843), повесть из времен
восстание С. Разина «Сын» (1865), историческая хроника из времен Ивана Грозного
«Кудеяр» (1875), повести «Холуй» (1878), «Черниговка» (1881) - с украинского
жизнь 17-18 вв. По смерти Костомарова 1886г. вышла в Петербурге сборник
его прозаических произведений «Рассказы И. Богучарова (Николая Костомарова)».
М. И. Костомаров перевел часть «Краледворського рукописи», отдельные произведения
Дж. Байрона, В. Шекспира (песня Дездемоны из трагедии «Отелло»), с чешской
(«Ягода», «Рожа») и польской («Панич и девушка») народной поэзии.
Костомаров - один из первых украинских литературных критиков. Из его исторических
и общественных взглядов вытекает понимание народной поэзии как воплощение
национального духа, а также индивидуального творчества как продолжение
фольклорного процесса на новом уровне (ст. «Об историческом значении русской
народной поэзии», 1843; рецензия на «Кобзарь» Т. Шевченко, 1860). С
деятельностью Костомарова связано появление в Украине культурно-исторической школы в
литературоведении. Ст. «Обзор сочинений, писанных на малороссийском языке»
(1843) является по существу первой профессиональной критической работой в украинском литературоведении.
Костомаров уделял внимание проблеме самобытности украинской литературы, ее
народности, выяснению идейно-эстетических функций комического в литературе - на
примере творчества И. Котляревского и Г. Гоголя («Обзор сочинений, писанных на
малороссийском языке»; рецензия на русский перевод «Народных рассказов»
Марка Вовчка, 1859; «Воспоминание о двух малярах», 1861; «Слово о Сковороде по
поводу рецензии на его сочинения в „Русском слове”», 1861; «Малороссийская
литература», 1871, и др.).
Костомаров знал Т. Шевченко с 1846г. В рецензии на «Кобзарь» (1860),
«Воспоминании о двух малярах» (1861), книге «Поэзия славян. Сборник лучших
поэтических произведений славянских народов в переводах русских писателей»
(1871) и «Споминках о Шевченко» в пражском издании «Кобзаря» (т. 2, 1876)
оценивал творчество Т. Шевченко как всенародный сокровище.
В многочисленных публицистических статьях («Ответ на выходки газеты „Czas” и
журнала „Revue Contemporaine”»; «Правда полякам о Руси: по поводу статьи в
„Revue Contemporaine”», «Правда москвичам о Руси», все - 1861; «Мысли
южно-русса», 1862; «О преподавании на народном языке в Южной Руси», 1863, и
др.), направленных против реакционной политики российских и польских
шовинистических кругов, Костомаров отстаивал историческое право украинского языка на
самобытное развитие. Но в период запрета украинского печатного слова в 70
- 80-е гг. и обвинений Костомарова в «украинофильстве» и «сепаратизме» он
присоединяется к слов'янофільської концепции «литературы для домашнего обихода».
Этим он «возможно упрощал и сужал украинскую проблему, - писал
М. Грушевский, - стараясь пропихнуть ее через правительственное ухо»
(Научно-публицистические и политические писания Костомарова. К., 1928, с. XVIII).
Умер Николай Костомаров 7(19) апреля 1885 года в Петербурге.
150-летию со дня рождения М. И. Костомарова по решению ЮНЕСКО широко
отмечено во всем мире.