Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Николай Иванович Костомаров

(1817 - 1885)

Николай Костомаров

Костомаров Николай Иванович [псевдонимы и криптонимы - Иеремия Галка, Иван Богучаров, Николай Н., Равви, Н. К., Н. К-ва и др.] - украинский и русский историк, общественно-политический и культурный деятель, писатель, публицист, критик, этнограф и фольклорист, член-корреспондент Петербургской АН с 1876г.

Родился 4(16) мая 1817р. в слободе Юрасовці, теперь Ольховатського р-ну Вороніжської области в семье русского помещика, мать - украинка из крепостных.

Окончил 1837р. историко-филологический ф-т Харьковского университета. Под влиянием украинских фольклорных сборников увлекся собиранием и изучением народной поэзии, 1844г. защитил магистерскую диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии». По окончании университета некоторое время служил юнкером в уланском полку, затем преподавал историю в гимназиях Харькова, Ровно, Киева, в частности 1845р. - в. учитель Первой киевской гимназии, с 1846г. - адъюнкт-профессор кафедры русской истории Киевского университета.

В 1845 - 46 гг. вместе с М. Гулаком и В. Белозерским основал Кирилло-Мефодиевское братство, где принимал активное участие в составлении программных документов - «Книг бытия украинского народа», «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия», воззваний «братьев-украинцев», «К братьев-россиян», «братьев-поляков»; автор записки об объединении славянских народов.

Весной 1847г. Костомарова арестованы. После годового заключения в каземате «Третьего отдела», а затем в Петропавловской крепости его отправляют в Саратов. Здесь он служил (1848 - 1857) в Статистическом комитете; в 1848 - 1850 гг. был переводчиком при губернском управлении, редактором неофициальной части «Саратовских губернских ведомостей», близко сошелся с М. Чернышевскому, В Пипіним, Д. Мордовцем. 1856г. Костомарова амнистированы.

С 1858р. жил в Петербурге. В 1859 - 1862 гг. - экстраординарный профессор кафедры русской истории Петербургского университета. Устраивал литературные «вторники», куда сходились земляки-украинцы (П. Кулиш, О. Стороженко, В Горленко и др.). Поддерживал тесные связи с Г. Добролюбовым, В. Стасовым, М. Ге, А. Бодянским; сотрудничал в журналах «Современник», «Вестник Европы» (один из его основателей), «Отечественные записки», «Русское слово», «Русская старина», «Киевская старина» и др. Выступил со статьей «Украина» в журнале «Колокол». Принимал деятельное участие в создании журнала «Основа», в выработке его национально-культурной программы. В начале 1862 году. оставляет работу в университете и сосредотачивается на научной работе.

Был членом-редактором Киевской археографической комиссии; под его редакцией в 1863 - 1884 гг. издано 12 томов «Актов Южной и Западной России» по истории Украины и Белоруссии 14-17 вв. Показывая близость исторической судьбы и культурной жизни украинского и русского народов в ст. «Две русские народности» (1861), Костомаров различал определяющие черты национального характера украинцев и россиян. Автор трудов по истории: «Начало Руси» (1860), «Мысли о федеративном начале в древней Руси» (1861), «Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада» (1864), «Вече и вечевое устройство в древней Руси» (1864) и др. Написал «Русскую историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (т. 1-7, 1873 - 88). Труды по истории Украины посвящены в основном периоду 15-17 вв.: «Иван Свирговский, украинский гетман XVI века» (1855), «Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России» (1857), «Черты народной южнорусской истории» (1861), «Южная Русь в конце XVII века» (1867), «Руина» (1879 - 80), «Мазепа» (1882) и др. Научные исследования Костомарова получили широкое признание, он был избран почетным членом академии Югослов'янської наук и искусств, сербского ученого общества «Друшество» и др. Исторические труды ученого отличаются образностью изложения.

В историю украинской литературы Костомаров вошел как писатель-романтик: стихотворные сборники «Украинские балладе» (1839), «Ветка» (1840), исторические пьесы.

Поэзия Костомарова характеризуется широкой проблематикой и разнообразием жанровых форм: стихи-баллады, в основу которых положены народные верования, легенды и исторические предания («Тропы», «Посланник», «Мана», «Брат с сестрой», «Ласточка», «Явор, тополь и береза» и др.); реминисценции на исторические темы (стихи «Воспоминание», «Могила» и др.), стихи-песни романсового характера, стилизации народной лирической песни («Тропы», «Поцелуй», «Рожа», «Горлица», «Голубка», «Ночной разговор», «Улица», «Кукушка»), личностно-психологическая лирика с ее ропотом на жизнь, тоской за недостижимым счастьем, молодостью («Тоска», «Девушка», «Сон», «Ой шел казак...», «Звезда», «Зари» и др.).

Гражданская лирика Костомарова проникнута мотивами борьбы с тиранией, поэтизацией казацкой славы Украины («Древность», «Дети славы, дети славы!», «На ночи»). Произведения на исторические темы нередко в форме аллюзий спроектированы на проблемы современности («Юпитер светлый плывет по зеленым водам киммерийским», «Певец Митусе» и др.).

Костомаров одним из первых в украинской поэзии ввел гекзаметр (стих «Эллада») и элегический дистих (стихотворение «Ночной разговор»), п'ятистопний ямб. Особенностями его стихотворения является богатство ритмики, отсутствие регулярной строфіки, дежурство коломийкового стихотворения с говірним стихом. Для гражданской лирики характерные ораторско-публицистические интонации, риторические средства.

Костомаров - автор исторических трагедий «Савва Чалый» (1838) и «Переяславская ночь» (1841), которые отличаются новизной проблематики. Романтические драмы «Кремуций Корд» (1849), «Эллины Тавриды» (1883), «Украинские сцены из 1649 года» (незакін.) обозначены тираноборчими мотивам.

Костомаров известен как прозаик: повесть «Сорок лет» (1840, перераб., доп. и выдана 1902г. Л. Толстому), «Сказка про девку-семилетку» (1840; опубл. 1860), литературные сказки «Торба» и «Охота» (обе - 1843), повесть из времен восстание С. Разина «Сын» (1865), историческая хроника из времен Ивана Грозного «Кудеяр» (1875), повести «Холуй» (1878), «Черниговка» (1881) - с украинского жизнь 17-18 вв. По смерти Костомарова 1886г. вышла в Петербурге сборник его прозаических произведений «Рассказы И. Богучарова (Николая Костомарова)».

М. И. Костомаров перевел часть «Краледворського рукописи», отдельные произведения Дж. Байрона, В. Шекспира (песня Дездемоны из трагедии «Отелло»), с чешской («Ягода», «Рожа») и польской («Панич и девушка») народной поэзии.

Костомаров - один из первых украинских литературных критиков. Из его исторических и общественных взглядов вытекает понимание народной поэзии как воплощение национального духа, а также индивидуального творчества как продолжение фольклорного процесса на новом уровне (ст. «Об историческом значении русской народной поэзии», 1843; рецензия на «Кобзарь» Т. Шевченко, 1860). С деятельностью Костомарова связано появление в Украине культурно-исторической школы в литературоведении. Ст. «Обзор сочинений, писанных на малороссийском языке» (1843) является по существу первой профессиональной критической работой в украинском литературоведении. Костомаров уделял внимание проблеме самобытности украинской литературы, ее народности, выяснению идейно-эстетических функций комического в литературе - на примере творчества И. Котляревского и Г. Гоголя («Обзор сочинений, писанных на малороссийском языке»; рецензия на русский перевод «Народных рассказов» Марка Вовчка, 1859; «Воспоминание о двух малярах», 1861; «Слово о Сковороде по поводу рецензии на его сочинения в „Русском слове”», 1861; «Малороссийская литература», 1871, и др.).

Костомаров знал Т. Шевченко с 1846г. В рецензии на «Кобзарь» (1860), «Воспоминании о двух малярах» (1861), книге «Поэзия славян. Сборник лучших поэтических произведений славянских народов в переводах русских писателей» (1871) и «Споминках о Шевченко» в пражском издании «Кобзаря» (т. 2, 1876) оценивал творчество Т. Шевченко как всенародный сокровище.

В многочисленных публицистических статьях («Ответ на выходки газеты „Czas” и журнала „Revue Contemporaine”»; «Правда полякам о Руси: по поводу статьи в „Revue Contemporaine”», «Правда москвичам о Руси», все - 1861; «Мысли южно-русса», 1862; «О преподавании на народном языке в Южной Руси», 1863, и др.), направленных против реакционной политики российских и польских шовинистических кругов, Костомаров отстаивал историческое право украинского языка на самобытное развитие. Но в период запрета украинского печатного слова в 70 - 80-е гг. и обвинений Костомарова в «украинофильстве» и «сепаратизме» он присоединяется к слов'янофільської концепции «литературы для домашнего обихода». Этим он «возможно упрощал и сужал украинскую проблему, - писал М. Грушевский, - стараясь пропихнуть ее через правительственное ухо» (Научно-публицистические и политические писания Костомарова. К., 1928, с. XVIII).

Умер Николай Костомаров 7(19) апреля 1885 года в Петербурге.

150-летию со дня рождения М. И. Костомарова по решению ЮНЕСКО широко отмечено во всем мире.