Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Королів-Старий Василь. Фото. Портрет

ВАСИЛИЙ КОРОЛЕВ-СТАРЫЙ

(1879-1943)

ВАСИЛИЙ КОРОЛЕВ-СТАРЫЙ

Настоящее имя - Василий Костевич Королей.
Василий Королев-Старый родился в с Ладан Прилуцкого уезда на Полтавщине 4 февраля 1879 г. Учился в Полтавской духовной семинарии, продолжил образование в Харьковском ветеринарном институте. Работал ветеринарным врачом, выдал популярное пособие по ветеринарии.
В 1906 г. во время революционных событий в Украине В. Королей-Старый был арестован царским правительством. Освободившись, он становится активным корреспондентом украинских газет «Рада», «Хлебороб», «Засел». Впоследствии журналистика и издательское дело становятся основными в деятельности молодого литератора: он работал редактором в издательстве «Время», редактировал журнал «Книжник», который выходил в Киеве. Революционные события в Украине стали предпосылкой создания Украинской Народной Республики, которая, увы, вскоре была пресечена российскими большевистскими отрядами Муравьева. Поэтому в 1919г. Королей-Старый уехал в чехословакию, где преподавал в Украинской сельскохозяйственной академии в Подебрадах и одновременно занимался литературным творчеством. За рубежом начал писать и художественные произведения.
В 20-е годы из-под его пера выходят художественные произведения: роман «Хмелик» (Прага, 1920), сборник сказок «Нечистая сила» (Калиш - Киев, 1923), пьеса-сказка «Русалка-лягушка» (Львов, 1923) и др.
Из них в наше время переиздана пока только сборник сказок «Нечистая сила» (К-: Радуга, 1992).
Почти четверть века писатель находился за пределами Украины. Судьбу Королева-Старого разделила и его жена - украинская писательница Наталена Королева. Они оба завершили свой жизненный и творческий путь в городе Мельнику (Чехия), он - 11 декабря 1943г., она - 1 ноября 1966-го.
В романе «Хмелик» (подзаголовок - «Вокруг света»), что не изданный еще в Украине, рассказывается о судьбе юноши из Полтавщины, который был вынужден покинуть родную землю, блуждать мирами, испытывая лишений скитальця. И наиболее полно раскрылся талант писателя в сборнике сказок «Нечистая сила». Автор решил оживить воспоминания своего детства, переосмыслить образы фольклорно-сказочных представителей «несуществующего, невидимого мира», по-новому трактовать персонажей украинской мифологии, в частности «нечистую силу». Василий Королив-Старый в предисловии к сборнику «Нечистая сила» писал: «Зря, что интеллигентные люди относятся к «нечистой силы» с легкой и добродушной улыбкой. Зря, что теперь не найдешь образованного человека, которая йняла бы веры каком-то дьявольщину. Все равно - самая образованная, найінтелігентніша человек нашего возраста хотя бы для формы выражения вспоминает черта, дьявола, какого «злого духа». Часто это упоминание бывает только словом брани, тем заученным пустым звуком, что не имеет в себе никакого смысла... Тем-то, когда уже мы не можем выгнать чертовщина из нашего мира, то же не лучше ли будет рассказывать о нем детям, как о персонифицированные силы природы, по возможности лишая их элементов зла и ненависти?!
Я - не педагог и, возможно, ошибаюсь. Итак, как результат моей ошибки, появится эта книга сказок, в которых позволяю себе защищать перед детьми прежде всего нашу, украинскую «нечистую силу», что, по моему мнению, часто бывает далеко менее опасной, чем некоторые другие «силы», которых, к сожалению, не зовут «нечистыми».
Указках «Потерчата» и «Хуха-Мшанки» главными героями выступают мифические существа. Согласно поверьям наших предков, потерчата - души детей, которые умерли некрещеными и стали болотными огоньками («Потерчатка были малюсенькие, совсем голые, с большими, блестящими глазами и сторчоватими синеньким чубиками на головках. Бежали они резво, только их маленькие кривые ножки не могли широко ступать, а они шли вперед очень медленно. Тем-то дьяку казалось, что те огоньки тихо ползут свыше болотом, колеблются, как затронутая председателем лампадка в церкви.»), Домовой - хранитель домашнего очага и семейных святынь, а Хуха - мифическое существо, рыхлая, как мох, иногда появлялась перед глазами людей, когда, хорошо утомившись, они говорили: «Хух!». Все названные герои наделены автором лучшими человеческими чертами характера: Домовой и потерчата спасают пьяненького дьяка Оверка от гибели, Хуха-Мшанки, забыв причиненное ей зло, спасает от смерти деда-дереворуба («Жалко стало Моховинці старого, беспомощного деда. Забыла она и о том, как он разрушил ее домик и выгнал с родины. Как он хотел ее зарубить топором и на всю жизнь сделал кривенькою».
Фантастические сказки Василия Королева-Старого подобные народных сказок. Однако литературная сказка имеет свои особенности, отличающие ее от народной. Читатель видит происходящее глазами автора, который делится с нами жизненным наблюдениям. Так, мудрый взгляд Королева-Старого на жизнь учит читателей справедливо оценивать поступки сказочных героев, различать добро и зло, как в сказках, так и в жизни. Еще одна особенность литературной сказки - не традиционная для жанра сказки язык с постоянными оборотами, а индивидуальная, авторская. У Королева-Старого она изящная, благородная и немного ироничная. Без сомнения, Королей-Старый - талантливый писатель. Его талант проявился прежде всего в умении бдительными глазами присматриваться ко всему, что его окружало. Он замечал то, чего не видели другие. Описывая существа, которые «невидимо живут рядом с нами», Королей-Старки пытался расширить границы представления об окружающем мире природы и человека.
Народы мира на протяжении веков творили свою историю, из поколения в поколение развивали устное творчество. Писатель своей книгой сказок как будто спрашивает читателей: стоит ли отказываться от того богатейшего духовного наследия, которую человечество создавало веками? И отвечает: «Не стоит!» Не замыкаясь только в рамках украинского фольклора, ней хочет заинтересовать юного читателя мифологией других народов. Но для этого, разумеется, русский ребенок должен прежде всего усвоить национальную фольклорную стихию. Кроме того, автор возлагает большие изъяны на то, что сказки приучают детей быть внимательнее, отзывчивее, добрее. Недаром в хоре русалок мажорным аккордом звучат слова:
Пусть правда по миру устремится,
Счастливы пусть будут все люди...
Звідціль, из волшебной Страны,
Пусть радость разойдется повсюду!
Книга Королева-Старого «Нечистая сила» дополняет и обогащает большой материк украинских литературных сказок, что создали такие выдающиеся мастера слова, как Марко Вовчок, П. Кулиш, Ю. Федькович, С. Воробкевич, И. Франко, Леся Украинка, Панас Мирный, а также Н. Забила, А. Шиян, М. Пригара, П. Воронько, В. Близнец и др.
      
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Роман «Хмелик», сборник сказок «Нечистая сила», пьеса-сказка «Русалка-лягушка».
      
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Чух Г. Не такая уж и страшная нечистая сила// Дивослово-2005.-N° 1.