СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНТЕЛЕЙМОН КУЛИШ
Характеристика образов Брюховецкого и Сомка (по роману П. Кулиша «Черная рада»)
«Черная рада» П. Кулиша - первый социально-украинский исторический роман, в котором отразились особенности национального характера запорожцев. В основу исторической романистики положено изображение сложных, переломных периодов истории, бурные события которых обусловили острые ситуации, формировали сильные характеры, безгранично преданные своим идеям личности. Поэтому роман П. Кулиша «Черная рада» мы по праву можем отнести к общественности лучших мировых образцов романтических произведений.
Исторической основой романа является события, происходившие в Украине в годы Разрухи, когда после б. хмельницкого (1657) началась борьба за гетманскую власть. На Правобережье правил польско-шляхетский ставленник
Павел Тетеря. А на Левобережье шла ожесточенная борьба между такими претендентами: переяславским полковником Якимом Сомко, что был избран на старшинской раде в Козельце наказным гетманом, хоть русский царь и не утвердил его, и кошевым атаманом Запорожской Сечи Иваном Брюховецким. 27-28 июня 1663 года в Нежине состоялась «черная рада», в которой принимали участие широкие массы населения, чернь - крестьянство, мещане, казацкая голытьба. Гетманом был избран Брюховецкого, а Сомка наказаны.
Какой же вывод можно сделать, прочитав этот исторический роман? Правильный ли выбор сделал народ, избрав кошевого атамана гетманом? Действительно ли он отстаивал интересы народных масс? Автор мастерски изображает все то злое, коварное, что привело к междоусобицам, к кровопролитной войны. Иван Брюховецкий до выборов представлял собой простоту, искренность, обещал всем, кто его поддержит, всяческие блага. И портретная характеристика автора соответствующая: «человечек этот был в короткой старенькой свитке, в полатаних штанах, сапоги шкапові попротоптувані - и пучки видно... Так словно себе простенький человечек, тихо». Брюховецкий уважительно называл казаков «общество милое», «мои родные братья», «детки», с особым уважением относился к старых запорожцев, говоря, что в их «головах уважаемых весь ум сидит». Позже, став гетманом, говорит: «мы Обдули глупое мужицтво, обдули мещан, обдули и старых дундуків». Вот настоящая сущность Брюховецкого. Итак, народ ошибся в своем выборе.
Совсем другими красками обрисован Сомко. Автор не скрывает восхищения этим героем, наделяет его самыми лучшими чертами. Сомко выступает как мудрый государственный деятель. Его идеал - соборная Украина, объединенная под гетманской булавой, освобождена от подчиненности Москве. «Дай Боже.., чтобы оба берега Дніпровії приклонилися под одну булаву!.. Виженем недоляшка с Украины, одтиснем ляхов до самой Случ и, и, держась за руку с Москвой, громитимем всякого, кто покуситься ступить на русскую землю!» Сомко мечтает о сильном государстве, где господствовала бы правда: «Уже пора нам знать, что нет там добра, где нет правды». Герой выступает воплощением моральных добродетелей. Как настоящий рыцарь, не допускает мысли о собственном спасении ценой жизни Кирилла Тура.
Придя к власти, Иван Брюховецкий жестоко расправляется с политическими противниками. В летописи Самовидца сообщается об этом факте: «Вступая в осень, в святом Симеоні, того лета за позволенієм его царского величества приказал гетман Брюховецкий постинати гетмана Сомка и Васюту, полковника нежинского, полковника лубенского, есаулов и других полковников сослан на Москву, которых в Сибирь сослали, немало казацкой старшины».
Итак, народные массы избрали путь, которым должна была идти Украина, осознав свою ошибку гораздо позже. Автор подчеркнул, что противоречия между казацкой старшиной и широкими народными массами никогда бы не вывели Украину на новую ступень развития.
|
|