Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Голубые башни Яновского

Помните ту первую впечатляющую фразу «Всадников», тот могуч, полон эпической силы запев? Как свирепствовали сабли под Компаніївкою, где сцепились бортами степные пираты, и кони бегали без всадников, и небо «округ вздымалось голубыми башнями»?
Когда вышли «Всадники» в нашем студенческой среде, среди влюбленных в литературу юных энтузиастов велись дискуссии даже по поводу этих голубых башен: существуют ли они на самом деле? Бывает ли такое в степях? Или, возможно, появились они лишь в воображении писателя, в его вдохновенных поэтических видениях?
Автор был загадочный: образ его почему-то связывался с морем, ведь - «Мастер корабля», морские поэзии с юношеской книги «Прекрасная Ут»...
Поздравляю море!
Корабельная путь лежит по всей земле.
Давно замечено, что степные люди имеют врожденный поезд к морю, с удивительной силой оно заваблює степняка, заполонює своим пространством, морской далеччю. Пусть даже не видела еще, только о чем мечтал, уже беспокоит, зовет... Кое-кто в этом склонен видеть зов инстинкта, таинственный голос предков, проявление почти мистической тоски человека за чем-то неизведанным...
Видимо, Яновский на такие толкования его ранних увлечений только усмехнулся бы, хотя свое первое стихотворение под названием «Море» он же написал «с расстояния», написал еще, кажется, ни разу не видя настоящего моря в натуре. Дань книжной морской романтике? Очевидно, так. И в то же время море Яновского уже и тогда - то, прежде всего, образ свободы, гуманистическое прославление человека, его отваги, мужества и выносливости, море его - то своеобразный пение человеческой солидарности, интернациональному братству трудящихся.
Таким, в частности, возникает образ моря в «Всадниках», когда будет уже преодолен соблазны книжной романтики, преодолен быстро и решительно, и автор выйдет на другие пространства, чтобы стать лицом к лицу с романтикой самой жизни, с теми его яростными трамонтанами, что не раз обвіють и автора тоже, как обвівають до сих пор они его Половчиху на пронизливім белебні морского побережья, где она, в ожидании, высматривая своего Мусия-Мусієчка, стоит «высокая и строгая, как в песне».
«Шаланда в море» - одна из самых романтичных в нашей литературе новелл, хоть эта его романтика написана пером беспощадного реалиста.
Однако вернімось до башен или, точнее сказать, до того неба, поднималось тогда округ нас «голубыми башнями». Как все-таки: в действительности художник их наблюдал, то был лишь плод его фантазии? Любопытство естественная, но куда важнее было то, что благодаря художнику эти башни появились, вошли в наш духовноестетичний мир, сделав сразу богаче нас, и, почувалось, отныне они будут с нами всегда. Иначе говоря, произошло еще одно, пусть вроде не такое уж и большое художественное открытие: ландшафт красоты расширился, воспроизведен какую-то новую, ранее не известную художественную сущность. Образ удивительный даже для Яновского, редкий в нашей прозе своей наполненности, такой же вместительный, как красная заря «Альдебаран и все созвездия - журавлиный ключ вечности».
Во «Всадниках» создавалась новая образность, новая красками, ритмикой, мелодикой. Образность, которая была бы невозможна раньше. Только певец нового времени мог увидеть и разглядеть их, эти небесные сооружения, те невероятные и ускользающий, из самого воздуха лишь сотканы, из голубизны неба построены башни, на фоне которых бесстрашные витязи революции скрестили сабли в поединке с прошлым.
Часто говорим: новое слово в литературе. А на самом деле как редко такое слово в литературе говорится... Здесь было именно оно, именно новое. Вместо любимых древними романистами мрачных башен средневековых замков с щелями сторожких бойниц, с потайными подвалами-казематами впервые на горизонтах мировой литературы появились эти нерукотворные башни - голубые бастионы степного украинского неба. Возникли как образ чистоты и величия освободительной борьбы народа, как символ непреодолимости и бессмертие самой революции.
Эпоха гигантских сражений, к краю обнаженных социальных конфликтов, эпоха великих страстей и сверхчеловеческих напряжений нашла в «Всадниках» достойное воспроизведение. Духом героического времени в книге овеяно все, этот дух сквозит в самой художественной новизне произведения, в его стилистике, ритмах, в его, так сказать, органном звучании.
Произведение, как известно, написан на высоких регистрах. Когда книга вышла, возникло желание читать ее как поэму вслух, среди людей моего поколения, в студенческих общежитиях где-то там, на Чайківській, у харьковского «Гиганту», не единичными были те, что целые страницы «Всадников» могли читать наизусть, - и читали: с блеском в глазах, со всем пылом юности, к захмеління упиваясь красотой родного слова.
Восхищала и музыка отдельной фразы, мощь, густопис, карбованість строки и монументальность образов книги в целом, где могучие фигуры героев выступают так рельефно и все художественное литье новелл соединилось между собой так гармонично, что аж уместно в этом случае употребить слово «совершенство».
Свежая оригинальная поэтика Яновского воспринималась в родстве с искусством Довженковим: художественные образы-символы такого же повноцвіття и внутренней емкости, только что у одного они разворачивались на экране, а в его собрата ложились на бумагу, выстраиваясь в строки современного эпоса, в повноголосі, проникнуты, может, из народной думы речитативы.
И в самой личности автора «Всадников», как нам представлялось, непременно должно быть что-то глубоко поэтическое, рыцарское, мужественное, ведь без этого невозможно было бы создать книгу, воспринимается как гимн мужеству человеческому, несокрушимой доблести духа.
Затем были фронты, но и там, среди ужаса войны, среди черных ее ураганов голубые башни Яновского не переставали для многих из нас существовать. Недаром же где-то под Кенигсбергом на груди у павшего бойца найдено было простреленный примірничок «Всадников», в последний любви прикипілий до солдатского сердца.
Лично с Яновским я познакомился много позже, чем с его «Всадниками». Только в первый послевоенный год, когда были написаны «Альпы» и надо было решить, куда посылать, в голову пришло: есть же в Киеве журнал, что его редактирует Яновский... Поступили потом в Днепропетровск строки, написанные его рукой:
впервые тогда довелось увидеть почерк Яновского, ровный, красивый, просто сказать, элегантный...
Наконец, через долгие лета - выпала нам судьба встретиться с ним самим, - уже седым и тихим, скромно улыбающимся нашим Юрием Ивановичем! Трудно было бы разочароваться, но не случилось этого. Автор любимых «Всадников», был он именно такой; каким и мечтал когда-студенческая воображение. Интеллигентный, воспитанный, с тонким вкусом, с хорошими манерами... Человек чулої, ранимой душе, человек красивая, деликатная! И почувалось, что при всей деликатности и внешний словно уступчивости есть в этом человеке тот металл, что насквозь звенит во «Всадниках»: металл достоинства и гордости народной, внутренний запас некрикливої мужества, благородства. Почувалось, что такую натуру не сломает ничто, и не затянет этого человека мещанское болото, и не станет ли она принимать ласки ценой самоунижения, и что есть у нее принципы, для нее святые...
Змордований болезнями (да и не только болезнями), Яновский, однако, старался никогда не выказывать перед другими своей боли, своих внутренних страданий. Наоборот, всегда сдержанный, уравновешенный, он еще и кого-то из своих коллег мог подбодрить, если замечал у него грусть в глазах.
- Больше юмора, - улыбаясь, говорил с ударением на «pa». - Держись, дружище...
«Больше юмора» - это была, кажется, любимая его поговорка.
Улыбался вот так, - когда весело, когда горьковато, - и дальше, корректный, благороден, с спокойным достоинством шел в жизни. И еще имел счастье видеть рядом с собой верного друга, ту славную Тамару Юрьевну, трогательную в безграничной преданности к своему Юрия Ивановича.
Как-то встречаемся с ним на улице - ранняя весна, утро, весь город в ласковом солнце...
- Если не торопитесь, пойдемте посмотрим Киев. Кажется, в те дни он работал над своими «Киевскими рассказами». И вот мы без спешки, долго идем, то спускаемся вниз к Крещатику, то опять - другими улицами - поднимаемся, и день над нами такой светлый, прозрачным солнцем налитый, и все вокруг словно необычное, искрится вверху красота Киева извечная, чудом спасена, а при земле кое-где еще руины вопят - следы войны, и это такое состояние, когда чувства тебя переполняют, а слов, чтобы их объявить, нет... как Будто и разговора какой-то особой тогда между нами не было, а почему-то навсегда запомнился тот день, и небалакуча прогулка, город в мерехтючому солнце, и Яновского весенняя тень на киевском каминные...
И еще одно впечатление, уже с недавних лет. Компанеевский степь, им воспетый, и людей сила, народное красочный праздник - степняки вместе с многочисленными гостями чтят своего знаменитого земляка. 70 лет исполнилось бы сейчас ему. Юбилей без юбиляра. Однако чествуют, как живого. Збурунився весь этот край - край мастеров-земледельцев, людей искренних, приветливых, тружеников недремлющих, тех, что в поле - от зари и до зари... И свято в них - с размахом, широкое, щедрое, на весь разгон степевої души. Не пожалели труда, чтобы увековечить память земляка: красуется на возвышении новая школа-десятилетка, отныне будет носить имя автора «Всадников», в центре села сооружен Мемориальный музей Яновского, тут .же рядом открывают памятник писателю.
А неподалеку в лощине, на месте дома, в котором когда-то родился будущий мастер изящной словесности, там, где виколисали его верный мамины руки, народная фантазия соорудила - для надежности и долговечности - памятный знак и совсем оригинальный: глыбу гранита нескольких тонн неизвестно как, неизвестно откуда степной народ притащил аж сюда переправил, кажется, с берегов Ятрани или иной неблизкой реки. И та же рука народа, когда ковала железную розу революции, сейчас накарбовує на граните имя ее певца, пишет его на монолитной, циклопических размеров глыбе, что вроде и выросла среди этой степи, чтобы уже здесь быть века.
Митинг проходил именно возле глыбы, именно кто-то произносил торжественные слова, когда совсем неожиданно, снизу где-то, словно из-под земли, вырвался табун юных всадников и с топотом, пылью помчался по пригорку на бешеной скорости пролетая перед праздничным толпой. Никто не мог понять, откуда взялись эти всадники-школярчата: из-под земли, с того пруда вместе с лошадьми вынырнули, или где-то там за ветвями ив подстерегала момента... Одно лишь мгновение длился их молниеносный, прямо-таки ракетный полет: припав к грив, без седла, без стремян, зухвальчуки степные зблиском улыбок, топотом, летом словно приветствовали его, своего земляка. Сама радость жизни, сама юнь народная, пролетая, салютовала автору бессмертной книги.
Промелькнули - и не стало, растаяли за бугром. Вновь только светлое крайнебо одкривається глазам, все взоры обращены туда, и вдруг кто-то говорит, глядящими в даль:
- Смотрите, их видно, те его башни!..
Это был такой день или час такая, что действительно вокруг степей, по горизонтах, будто из разлитого сияния явственно проступали они, с самого августовского неба построены, голубые башни Яновского.
Среди тех, кто творил нашу советскую художественную классику, среди мастеров, достойных благодарности и восхищения, называем сегодня имя Юрия Яновского. При одном лишь упоминании этого имени предстает перед глазами мир жаркий и неистовый, видится степь в переблискуванні сабель, объятый пылью битвы. Для меня романы Яновского о гражданской войне - это величественные поэмы в прозе, они светятся солнцем, их высокие паруса гудят упругой силой степных ветров. И если уж о ком-то из художников можно сказать, что он владел поющими красками, то это прежде всего о автора «Всадников».
В своей страстной творчества, в существенных ее проявлениях Юрий Яновский предстает вдохновенным художником революции, сторонник того нового человека, который в борьбе за свои исконные права и свободу красным всадником вылетала на бурные просторы XX века, чтобы - даже ценой собственной жизни, утвердить себя, открыть врата в будущее. И как те бесстрашные всадники, победно стали на воротах Крыма, как те вдохновенно воспетые Яновским степные атланты, мощными силуэтами возвышаются уже словно под небом вечности, так и образ их создателя, удалившись в то легендарное время, возникает перед нами уже в ореоле небуденності, без накипи ежедневно, возникает в глубокой мудрости лет, с улыбающимся, проницательным взглядом ворожбитачарівника, что разбирается в чарах слова, на его тайной силе.
С самой юности привлекали Яновского натуры сильные, цельные. Он искал для своего кисти образы мужественных людей, духовно богатых, тех, кому щедро проявляла себя народная удаль, смекалку, рыцарская верность и преданность делу. И таких героев, живых прототипов для своих произведений художник отыскал среди красных витязей революции, образы которых предоставили впечатляющей идейно-художественной энергии его «Всадникам», этом удивительном, до предела сжатом произведению, что принес мировую славу его автору.
Художественное наследие Яновского чрезвычайно разнообразна. Начало творческого пути обозначен изданием сборника рассказов «Мамонтовые бивни» (1925) и «Кровь земли» (1927). В этих рассказах, где речь идет о гражданской войне, еще немало «романтического полыни» (выражение самого автора), однако в смелых, ярких мазках уже угадывается будущий художник-новатор.
Начав с рассказов, Яновский затем в течение всей своей жизни сохранит верность этому жанру, обогатит украинскую новеллистику оригинальными, блестящими произведениями, которые, несмотря на свою лаконичность, многие содержат в себе. Напомним удобно, что в 1949 году Юрий Иванович Яновский был удостоен Государственной премии СССР именно за произведения короткого жанра - сборник «Киевские рассказы».
Известный у нас Яновский также как драматург. В дни, когда писатель умирал, на сцене Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки с большим успехом шла его пьеса «Дочь прокурора», посвященная проблемам воспитания молодежи. А еще раньше сцены многих театров страны обошла «Дума о Британке», героическая трагедия о одну из тех легендарных крестьянских республик, - как, к примеру, Баштанська республика на юге Украины - в денікінському тылу, в кольце белогвардейского окружения, долгие месяцы вели самоотверженную борьбу за дело революции, за правду Ленина.
Прозаик, драматург никогда не затлумив в Яновскому поэта - и в широком, и в буквальном смысле: его ранние стихи служили как бы запевом к его романам, к его чрезвычайно музыкальной художественной прозы.
Яновский творил на рубеже прозы и поэзии. В него насквозь поэтическое восприятие жизненных явлений, образность его имеет много общего с национальным героическим эпосом, в то же время писатель стремился с реалистичной точностью, строгой достоверностью воспроизводить - на всех глубинах - объективный мир. В обычном находил он высокое и поэтическое, ценил реалистичную деталь и одновременно способен был создать образ широкий, крылатый, полон емкой художественной символики. Еще бытует ложное представление, будто художник, тяготеющий к романтических красок, непременно что-то украшает (как будто от этого греха гарантирована любая другая стилевая течение). Проза автора «Всадников» при всей ее возвышенной поэтичности дорога нам именно своей правдой. В лице Яновского мы имеем художника, которого читатель справедливо ставит в один ряд с Тычиной, Довженко. И пусть не всегда его ждал успех, но это был художниквідкривач, что дорожил свежестью, правдивостью образов, нетерпимець к любой рутизни, к хуторянского эпигонства. Творчество автора «Всадников» несла нашей художественной прозе и истинно новаторские открытия. Изящный и острый ум его умел сочетать вещи, казалось бы, несовместимые - мудрую иронию и высокую патетику, что звучала в его устах естественно, без фальши. В поэтике Яновского фольклорная песенность зіллялась с современной стилистикой фразы, к тому же это был художник чрезвычайно изобретателен в композиционному построению своих произведений, - ведь роман «Всадники», скажем, то был, по сути, совершенно новый тип романной формы, ранее не известной в мировой литературе.
Творческий путь Яновского был нелегким, к своим победам художник шел через нелегкие, порой болезненные поиски. Как и многие в литературе двадцатых годов, писатель-степняк в ранних своих произведениях иногда увлекался поэтизацией повстанческой стихии, где абстрактная, книжная романтика, бывало, заменяла суровую поэзию самой жизни. Однако даже и в таких, так сказать, юношеских романах Яновского, как «Мастер корабля» (1928) или «Четыре сабли» (1931), мы уже угадываем зріючу силу того художника, из-под пера которого выйдут «Всадники», эта вдохновенная песня о людях идейной убежденности, железной дисциплины, высокого коммунистического долга; «Всадники» не были отрицанием предыдущих романов художника, они стали - после «Четырех сабель» - вершиной, апофеозом, логическим следствием напряженного, творческого развития художника. Вот почему каждый, кто хочет выяснить для себя тайну появления и победного шествия «Всадников», должен знать их творческую предысторию, чтобы увидеть, с какими трудностями честный художник сквозь туманы блужданий пробивался до истинного видения самых сложных явлений жизни.
Яновский никогда не подвергался самоспокусі, в литературе он не искал околичностей, он знал, что, уходя в творчество, обрекает себя на тяжкий труд. Еще в юности он сформулировал для себя рабочее правило: «Я буду строгим мастером. Я не выпущу тогда блуждать между строк лишнего слова, я не дам смотреть на моих строительство зданий». И, понятное дело, не только в стилистике, в творчестве писатель был строгим и требовательным к себе, в самой жизни он стремился быть достойным тех, кого воспроизводил в своих книгах, в которых читатель находил для себя примеры человеческой чистоты, требовательности к себе, высокого благородства.
Писателя, особенно прозаика, драматурга, читатель оценивает прежде всего за теми образами, которыми художник обогатил литературу, и когда мы думаем о Яновского, то видим, как выходят на арену истории донецкий шахтер Чубенко и комиссар Даниил Чабан, Половчиха, Иван и Мусий Половцы, Артем и Фрунзе, Адаменко, Швед и безымянный герой революции - сельский почтальон, то есть характеры, в которых будто синтезированное народную жизнь, весь драматизм того бурного времени. Художественная монументальность этих образов, внутренняя сила, гармоничность, скульптурная выпуклость при всей бережливости средств, которыми пользуется художник, сразу же привлекли внимание, вся наша литература радовалась выхода «Всадников», появление книги приветствовали в Москве и в Париже. Николай Островский увидел в героях Яновского духовных сподвижников Павла Корчагина. Павел Тычина уже в годы войны сказал о «Всадников», что они стали «как бы патентом на получение зрелости украинской прозы», хотя и до того в украинской прозе было уже немало сильных произведений, чья жизнь длится и до сих пор. «Всадники» знаменовали собой огромную победу художника, его мировоззрения, который увидел движущую силу истории не в сміливцях анархистского толка, а в людях труда, в бесстрашных бойцах революции, в образах коммунистов, рабочих и крестьян, которые не щадили себя в самоотверженной борьбе за ленинское, социалистическое обновление мира.
В каждом из разделов «Всадников», то ли «Шаланда в море», «Письмо в вечность» или «Дорога армий» - читатель как бы ощущает токи высокого напряжения, художественная конденсация здесь доведена до предела, каждая страница поражает нас густотой письма, необычным художественным литьем фразы. «Свирепствовали сабли, и кони бегали без всадников, и Половцы не узнавали друг друга, а с неба палило солнце, а гелгання бойцов напоминало ярмарку, а пыль вставал, как за стадом, вот и разбежались все по степи, и Оверко победил». Так звучит первая фраза романа «Всадники», фраза, которая поражает своей смысловой емкостью, динамичностью, стилевой новизной. Яновскому присуща была гоголевская живописность, щедрость красок, и в то же время у него своя неповторимая интонация, свой индивидуальный стиль, где нередко рядом живут высокая патетика и тонкий юмор, улыбка, изящная метафора художника-интеллектуала. Краски романтической поэтики, символика и сугубо реалистическая деталь, причудливое переплетение фантастики и реальности, научно точного современного выражения и фольклорных песенных мотивов - все это в лучших произведениях Яновского выступает в органическом сплаве, в природной многоцветности, выверенной чутьем художника.
Всю жизнь Яновский был ярым противником тупой хуторянской ограниченности, самодовольства, здоровое чувство национального достоинства, сыновней гордости за свой народ в нем было развито высоко, в душе писателя оно органично сливалось с прекрасным «чувством семьи единой». Идейная общность, сила мировоззрения роднит Яновского с Шолоховым, Фадеевым, Всеволодом Вишневским (с последним писателя вязала и крепкая личная дружба), индивидуальную же непохожесть, творческую самобытность Яновскому, как и любому другому художнику, придает яркая национальная поэтика, колоритность характеров, неповторимых в своей психологической структуре, те сочные краски, изобразительные средства, стилистические оттенки, благодаря которым он творил свои книги, проникнутые мировосприятием самого народа.
В литературу социалистического реализма Яновский пришел со своим оригинальным почерком, необычной творческой манерой, принес свою тональность, свои ритмы и краски, и на этом примере можно видеть, насколько фальшивыми являются разговоры буржуазных «знатоков» о процессах, будто нивелируют наши литературы, о безликость, будто свойственную советским художникам.
Наряду с жизненной новизной народные обычаи, песни, история - все было дорогое Яновскому, сыновним взглядом всматривался он в прошлое и будущее родной земли, истинный восторг испытывал перед художественными достижениями, что веками создавались народным гением. А это воздается, ибо для того, чтобы услышать музыку народного слова, чтобы с таким эпическим размахом изобразить могучие народные характеры, образы героев коммунистической эпохи, чтобы творить такую вдохновенную сагу украинских степей, надо было прежде всего быть неравнодушным, надо было уметь любить!
Яновский поражает читателя красотой стиля, он писал экономное, праздник, густо. Художественный густопис Яновского - это следствие творческой самодисциплины, это школа труда на редкость строгой, почти аскетической, это пример высокой требовательности мастера к себе.
Иногда Яновского изображали художником рафинированным, далеким от жизни, кабинетным алхимиком слова, но это не так. В кабинете писателя на видном месте стоял кем-то подаренный любимый его фрегат под парусами, он, очевидно, напоминал писателю годы юности рядом черноморских берегов, где Яновский вместе с Александром Довженко стоял у самых истоков зарождения украинского кино. Ветер странствий всегда привлекал Яновского, крылато врывался в его поэзию и прозу, однако болезни детства жестоко преследовали писателя, не раз укладывали его на операционный стол, и свои страдания он переносил с той же самой редким мужеством, как и воспетые им герои.
Народная жизнь - это источник, который для Яновского никогда не пересыхало, к которому он каждый раз приходился жадно, благоговейно, душа его стремилась быть там, где бурлила жизнь. Совсем недавно обнаружено уже, собственно, забытый факт: когда в 1931 году театр «Березиль» решил подготовить спектакль в честь коллектива харьковского Тракторостроя (спектакль назывался «Рождение гиганта»), то тексты для него написали Юрий Яновский и Мирослав Ирчан, и были это, кажется, чуть ли не первые попытки в украинской литературе написать о современный рабочий класс.
Яновский был чрезвычайно чувствителен к свершениям народных, близко принимал все то, чем жила страна. В годы войны, несмотря на тяжелую болезнь, писатель не раз вырывался с корреспондентским билетом на фронт, в действующую армию, где в окопах пытался постичь солдатскую душу, проникаясь глубинным чувством советского патриота. С пылким темпераментом публициста Яновский высказал это чувство в произведениях предвоенных, когда с Ярославом Галаном представлял украинскую прессу на Нюрнбергском процессе, где народы оказывали правосудия над фашистскими преступниками. «Письма из Нюрнберга», вышедшие из-под пера Яновского, дышат гневом, страстным обвинением фашизму, они согреты любовью к своей Советской Родине и гордостью за нее.
Никогда справленій художник не довольствуется уже достигнутым, дух творчества не позволит ему жить застойное, перепевая самого себя, и Яновский, будучи именно таким художником, любил отвечать корреспондентам серьезным шуткой:
- Лучшая книга - та, которая еще не написана...
Всю жизнь Яновский был в поиске, в развитии, романтически возвышенный мир юношеских образов постепенно менялся письмом реалистично строгим, углублением психологизма, возрастающим вниманием к подробностям жизни, как это видно в романе «Мир», рассказывает о периоде восстановления, о тяжелые послевоенные будни нашего народа, - и пусть не всегда художественный эксперимент писателя завершился полной удачей, однако и досадные просчеты не могли погасить в нем невтолимої жажды новых открытий.
Ну, а каким же он был в жизни? Высоким, седым, сдержанным... Паустовский как-то сказал о нем:
«Благороднейший из благородных, преданный сын народа», - и это сказано точно.
Если вы, разговаривая с теми, кто в течение многих лет знал Яновского, спросите об характерные черты, присущие ему, вам единогласно скажут: честность, порядочность, внутренняя мужество, нравственная чистота, интеллигентность - вот что было главным в характере его личности.
Человек высокой культуры, мастер, что любил ювелирную работу над словом, он мечтал совсем не о том, чтобы запереться в башне из слоновой кости, в нем постоянно жила страсть гражданина, энергия открывателя, его постоянно привлекало к себе бурное море народной жизни. Помнится светлое весеннее утро, Яновский идет Киевом, внимательно всматривается в человеческие лица (кажется, он работал тогда над «Киевскими рассказами»). Как многие говорили к нему лица людей, которые недавно перенесли тяжелейшую трагедию войны, как много говорила художника каждая улочка, архитектурный фрагмент, каждый камень родного города, о котором он мог рассказывать часами... Яновский объяснял, обращал ваше внимание на то или иное, и все вокруг оживало, история и современность гармонично сливались в душе художника. Взгляд то задумчивый, то чуть ироничный, теплый, проникновенный - таким и поныне живет Яновский среди нас.
Художественный опыт Яновского много значит для нашей литературы. Он создал свой оригинальный тип романа, свою стилистику фразы, слово его выпуклое, стереоскопическое, он обладал теми сокровищами, которые принято называть тайнами мастерства. Художник высокой одаренности, Юрий Яновский принадлежит к числу тех мастеров, чей труд пользуется уважением не только в украинской, но и во всей нашей многонациональной советской литературе.
Во время войны на поле боя, где-то в Восточной Пруссии, у убитого солдата Советской Армии, рабочего из города Николаева Андрея Ткача, была найдена книга, трижды прострілена вражескими пулями. Это были «Всадники» Юрия Яновского. Таким дорогим является слово Яновского нашему народу. Так близко принимает он творчество писателя к своему сердцу.

1975