В 1970-х годов XVII в. началось движение «Бури и натиска» во главе
с критиком И. Гердером и. Гете. Они считали чувство основным мерилом действительности.
Их идеалом была естественная человек, не испорченная окружающим миром, его
привычками и предрассудками; человек, который не разучился отличать Добро и Зло. Такой
Прометей Гете - создатель,
мастер, художник.
Но если Добро простое и легко узнаваемое, то Зло имеет много образов, которые
не всегда можно понять. Трагедия начинается отчаянными размышлениями Фауста
о том, что науки, которые он освоил, не приблизили его к истине. Еще до появления
Мефистофеля он решает жить и бороться ради истины, сам того не понимая, на
какой подвиг решается.
Мечта о всеобщем благе и жажда личного счастья, стремление утвердить
собственные представления о справедливости и понимания права свободного волеизъявления всех
людей, необходимость земного блаженства - вот Фауст. Постоянное недовольство -
залог духовного величия. Человеческая душа становится полем бесконечной битвы, и, чтобы не
пасты жертвой Зла в этой баталии, Фауст должен научиться
истины.
Далее главный герой начинает рассматривать проблему Добра и Зла на уровне
символов. Автор приходит к мысли, что только труд во имя’я людей, борьба за счастье народов откроют
великую Истину.
Ему кажется, что на морском побережье строится Город Счастья. При
этом, чтобы расчистить место, Мефистофель сжигает домик Филемона и Бавкіди, и
это была обратная сторона подвига старого доктора Фауста...
«Буря и натиск» - так назвали когда молодые романтики свое направление в
искусстве и мысли. Они посеяли ветер.
Мы живем в бурю, и перед современными Фаустами еще более сложные вопросы. В
имя своих поисков Фауст Гете
пожертвовал Маргаритой, цена атомной бомбы Оппенгеймера - тысячи хиросимских
Маргарит. Большой и ответственный долг имеют современные ученые... Клонирования.
Генная инженерия. Психотропное оружие. Геофизическая оружие. Так что же, остановимся? Или
будем искать пути, на которых Добро не будет становиться Злом под ослепительным огнем
Истины?