|
Семен Климовский
(годы жизни неизвестны жил в XVIII в.)
Семен Климовский
Семен Климовский - казак Харьковского полка, философ, поэт, автор песни «Ехал казак за Дунай».
Родился на рубеже XVII и XVIII веков. Умер в селе Припутни Херсонской губернии. Елисаветградского уезда (неподалеку от современного поселка Новая Прага, что в Александрийском районе Кировоградской области) на рубеже XVIII и XIX века.
Точные дата рождения и смерти неизвестна. Автор знаменитой песни «Ехал казак за Дунай», харьковский казак Семен Климовский долгое время считался легендарной фигурой. Авторство его песни «Ехал казак за Дунай» первым подтвердил российский историк М.Карамзін. Он был также знаком с другими произведениями С.Климовського «О правде и великодушии благодетелей» и «О правосудии начальников».
Карамзин писал о нем: "В императорской библиотеке хранится его рукописное сочинение «О великодушии и правде», в котором много хороших чувств и даже хороших стихов... Сказывают, что Климовский не менее семи греческих мудрецов был славен и почтен между его собратьями казаками; что он, как вдохновенная пифия, говаривал в беседах высокопарными стихами, давал приятелям благоразумные советы, твердил часто пословицу: «Нам добро и никому зло-то законное житье»; и любопытные приходили издалека слушать эго".
Популярность поэта возросла после того, как он стал героем оперы-водевіля русского писателя О.О.Шаховського «Казак-стихотворец» (1812), пользовалась шумным успехом у зрителей. Однако только в 1905 году историку Всеволоду Срезневскому повезло отыскать в личной библиотеке Петра I и опубликовать два рукописные произведения, которые подписал «негоднейший раб харьковский казак Семен Климов», сделав их достоянием всех любопытных. А уже в наше время исследователь литературной древности Валерий Шевчук перевел писание поэта XVIII в. современной украинском языке и поместил в одном из томов «Антологии украинской поэзии».
Жизнь С.Климовського, как правило, связывают с Киево-Могилянской академией, в которой он якобы учился (хотя в энциклопедии «Киево-Могилянская академия в именах» упоминаний о Климовского нет). М.Карамзін считал его самородком, «учеником природы», которого, к сожалению, «не довчило искусство». Вряд ли такой взгляд имеет основания, поскольку произведения поэта, которые дошли до нас, свидетельствуют о хорошо знание им языков, литературы и философии. Среди тех, кто был Климовском духовно близким, первым следует назвать Горация.
Загадкой остается вопрос о том, в каких годах жил поэт. Ясно только, что жизнь его была очень длинной, может даже понадстолітнім. В 1724 г. он, судя по всему, был совсем молодым человеком. Заканчивал свою жизнь Климовский конце XVIII в. в степях бывшего Дикого Поля, где он вместе с приятелем основал хутор Припутни. Именно здесь старого поэта застал некий Николай Левицкий, который в 1818 г. напечатал на страницах харьковского журнала «Украинский вестник» свой очерк-воспоминание «Деревня Припутни (Херсонской губ., Елисаветгр. уезда)». Очерк этот нашел Григорий Скука и поместил его в своей книге «Казак. Философ. Поэт». Однако, его находки были бы неполными, если бы не Федор Плотнир, который нашел в архивах место исчезнувшего ныне хутора Припутни - рядом с Новой Прагой (Александрийский район Кировоградской области). На праздник Покрова 14 октября 2003 года на месте хутора Припутни установлен памятный знак.
Села давно нет: последние жители выбрались отсюда во время голодомора 1932-1933 гг. Если ехать из областного центра в направлении Александрии, то вернуть нужно возле села Васине, потом несколько километров степной дороги - и вот она глубокая балка, где когда-то впервые появился со своим приятелем Семен Климовский. На дне балки блестит большой стал, напротив которого, на холме возле Хомчиного роще, в окружении высоких тополей стоял домик Климовского, в котором и гостил Николай Левицкий. Старого казака он застал с Горацием и Вергилием в руках. Крестьяне в соломенных брылях как раз возвращались с поля. Заходило солнце. Хозяин повел гостя на гору - каждый вечер он так провожал небесное светило. Левицкому запомнились слова о том, что смысл имеет только та жизнь, о которой можно сказать, что оно - благотворительное: благотворительностью проникнуты были и взаимоотношения Климовского и крестьян: картинка, которую рисует Левицкий, почти идиллическая. Часть этой идиллии - житейские советы мудрого «господина» Климовского, а также песни, которыми он одаривает сельскую молодежь. Упоминается в очерке и песня «Ехал казак за Дунай».
|
|
|