Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Intuitionism (лат. intuitio - воображение, созерцание) - в литературоведении - направление, которое абсолютизирует интуицию как момент непосредственного постижения мира в деятельности творческой фантазии, в акте его эстетического восприятия и оценки. Основоположником И. был французский философ А-Бергсон (1859-1941), который в работе "Материя и память" (1896), "Смех" (1900), "Творческая эволюция" (1907) и др. разработал концепцию искусства, художественного творчества. За А.Бергсоном, во вселенной есть две противоположные тенденции движения жизни и материи. Трактуя жизнь как порыв, что имеет чисто психологический смысл, считая его иррациональным, не познаваемым через понятие или опыт, он развивал положение, что человеческий разум, деятельность которого определяется задачей пользы, дает человеку знание о мире низшего порядка, чем интуиция. Он твердил, что только интуиция постигает жизнь во всех ее проявлениях, а не интеллект, который способен рассматривать предметы и живые существа только сбоку. Интуиция же проникает внутрь объектов познания и адекватно постигает их абсолютную сущность в ее бесконечном движении или развитии. Интуиция - это подсознательный, инстинктивный стимул художественного творчества. Художественное творчество, по А.Бергсоном, - особое, иррациональное видение действительности. Обычное созерцание жизни связано с удовлетворением утилитарных потребностей и является "суженным", а эстетическое отношение к действительности обеспечивает более полную ее видение. Научное познание, по его мнению, имеет фрагментарный или "кинематографический" (механически склеен из отдельных снимков действительности) характер, поэтому не может постичь, а тем более воспроизвести в понятиях непрерывные изменения действительности или внутренний мир человека, которая представляет собой наиболее полное и непосредственное выражение довгочасності. На бергсоніанстві вырос итальянский философ, литературовед б. кроче (1866-1952), который отстаивал самодостаточность искусства, что является индивидуальным актом и не воссоздает действительности. В России проповедниками інтуїтивізму были философы Н, Лосський (1878-1935), С.Франк (1877-1950), Є.Трубецькой (1863-1920) и частично Н.а.бердяев (1874-1948). Авангардисты В.Кандинський (1866-1944) и к. малевич (1878-1935) строили свою теорию беспредметного искусства и абстракционизма на тезисе, что искусство - самовыражение. Его задача - воплощать душевное состояние художника. В Украине идеи А.Бергсона нашли отзвук в произведениях Б.Лепкого, В.Пачовського, С.Твердохліба, 0. Луцкого, М.Рудницького. Украинское литературоведение (Г.В'язовський, А.Войтюк, Р.Піхманець и др.) исходит из того, что не следует абсолютизировать, мистифицировать роль бессознательного в творческом процессе.