11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
Трагедия рода половцев (по роману «Всадники» Юрия Яновского)
Бурные годы революции и гражданской войны - это большая трагедия целого народа. Какой фанатичной преданностью идее можно оправдать то, что сын предает отца, сын отрекается от матери, брат убивает брата. Нарушены, растоптаны были извечные общечеловеческие принципы нравственности, заветы предков.
«Не убей, не укради, люби ближнего своего, как самого себя, почитай отца своего...». Разве можно отказаться от этих библейских истин? Если такое произойдет, то человечества уже не будет, потому что выживание человечества - это и есть выживание человеческой морали и духовности. Из истории, литературы, кино мы видим, что святое стремление воли, свободы, земли захлинулось жестокостью, кровопролитием, попранием законов чести и справедливости, принципов милосердия и человечности.
Писатель Юрий Яновский в романе «Всадники», описывая борьбу различных социальных слоев во время гражданской войны, не касается этих проблем. Рассматривая тему трагедии народа, следует помнить, что написано произведение в 1935 году, во времена разгула сталинских репрессий, а значит писатель выражает свои мысли не прямо, а полагается на благоразумие читателя.
Уже первая картина новеллы «Двойной круг» впечатляет: «В степи под Компаніївкою одного дня... шли кровавые бои, и Иван Половец потерял трех своих братьев, - одного рода, - сказал Герт, - и не одного с тобой класса». Кто дал право этому новоявленному идеологу так свободно трактовать народную мысль, в которой отражалась мудрость веков? Этой навій идеологии автор противопоставляет свой взгляд, который вкладывает в уста мудрому человеку, настоящему представителю нашего великого народа - Мусию Половцю: «Тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие». К чему может привести пренебрежение заветами отцов? Писатель отвечает - к трагедии народа, ужасной, непоправимой: «Некоторые протягав руки - и ему рубили руки, поднимал к небу покрытое пылью и потом лицо, и ему рубили саблей лицо, падал к земле и ел землю, захлебываясь предсмертной тоской...» смогла Ли бы земля простить своих неразумных сыновей? Нужны ли какие-то методы или приемы, чтобы подавленный такой картиной читатель понял: автор в отчаянии от таких деяний, подобной жестокости эта земля, наверное, еще не видела.
Родные братья Андрей, Оверко, Афанасий, Иван и Саша - сыновья честного трудового черноморского рыбаки Мусия Половца - в сложной политической обстановке гражданской войны оказались выразителями разных непримиримых групп, где «Половцы не узнавали друг друга», где брат убивал брата, а природа жалостно, обильным дождем оплакивала эту человеческую трагедию. «По лицу Панаса Половца бежали дождевые капли, со стороны казалось, что он слезно плачет возле готовой могилы...» Так должно быть, человек должен пресечены за недостойные поступки. И это тоже авторская идея.
«Иван Половец потерял трех своих братьев»... И это коммунист, который стремится привести народ к счастливому будущему! Но большевик Иван сам «по локти в крови», это же он дал приказ расстрелять из пулемета отряд Панаса, что отказался переходить в сторону большевиков. И его называют «всадником завтрашнего счастливого дня»?..
Ю. Яновский задумывается: почему так происходит? Мучительно ищет причины морального разложения народа.
Как предостережение против никому не нужной братоубийственной войны звучит роман «Всадники».
|
|