Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО
Как В. Симоненко воспевает любовь?

Интимная лирика В. Симоненко - мощное крыло его поэзии. Неповторимость стихов о любви - в художественном исследовании философии чувства, его тончайших нюансов, от романтического увлечения до горького разочарования. Поэта интересуют противоречия и сложности во взаимоотношениях двух любящих сердец, те взрывы эмоций, которые сопровождают любовь. «Я ждал тебя с облака розово-нежной, из утренних туманов, с небесных октав...» - это утверждение В. Симоненко к а является как бы прологом к созданному им романтично-возвышенного в своей чистоте и звабі образа любимой. Лишь несколькими штрихами-деталями он рисует портрет той, что зажгла сердце юноши: «лобик... упрямый и смешной», «белые волосы, серые глаза и каре пальто», «под ресницами, как абажурами, блестит глаз овал», «губы нецелованным и грешные, глаза безумно голубые», «милые, теплые руки». Еще выразительнее в своем эмоциональном напряжении есть характеристики-определения, которыми поэт передает богатство внутреннего мира любимого. Она - «прозрачная и чистая», «единственная, милая», «прозрачная, как утренняя тень». Підкреслювана поэтом «прозрачность» и чистота любимого лежат в основе обожания девушки, женщины, матери. Об этом В. Симоненко говорит сдержанно, но чрезвычайно впечатляюще, потому что в простой по своим совершенством форме кроются глубокие чувства. Показательной в этом отношении является стихотворение «Мне казалась пошлою и гадкой...» Она, по сравнению с другими интимными стихами, написанная в более спокойно-розмисловому тони, чему способствуют отдельные сюжетные элементы. Юноши рассказывают о свои любовные утехи и наслаждения, смакуют сплетни эротические с напускной бравадой, громко и цинично. У лирического героя они вызывают осуждение, отвращение - физическую и моральную, так прозаично и точно выражены словами:

В комнате тхнули прелые сигареты

И резал нос неприятный дух.

Грубость и любовь - вещи несовместимые. Самые интимные человеческие чувства должны поражать первозданной чистотой, целомудрием, стыдливостью:

А мне мерещились белые нивы,

Знакомые образы витали надо мной,

И ты мне на плечи клала руки

И обжигала горячим прикосновением,

И я молчал. Я не хотел о тебе

Рассказать заядлым лжецам.

Какие бы моя любовь осмеяли.

В этом контексте эпитет «белый» символизирует чистоту любви, противопоставляется грязи и цинизма и в поступках, и в помыслах, и в разговорах, когда речь идет о самые нежные чувства.

Отличительной особенностью интимной лирики В. Симоненко в ее контрастность в образно-эмоциональном и в словесном строе. Сила любви, наводнение молодых чувств («я тебя заголубить, запестити хочу») и предвкушение чего-то неизведанного, мятущегося («ты еще не касалась губами вечных и прозрачных тайн»), боль разлуки и разочарования («я волочил тебя в ореоле безгрешности сквозь неустойчивых иллюзий разбросан строй»), а на другом полюсе --благальне вымаливания взаимности хоть на миг:

О жестокая! Счастья хоть каплю

В душу мою измученную масличной -

Полюби и измени через минуту,

И хоть на минуту полюби!

Полюбить - предать, гнев - любовь, будни - праздники, радость сожалению, фантастическая встреча - трагическая потеря - такие нюансы, взлеты и падения самого прекрасного из человеческих чувств в интерпретации В. Симоненко. Только в его интимной лирике находим строки, которые так поразительно точно воспроизводят смятение души, растревоженной любовью, его неизбежность, его большую силу, иногда сознательно или бессознательно скрытую. Это утверждение от противного:

Я тобі галантно не поклонюсь,

Комплимента отродясь не зліплю,

Только в глаза нежные задивлюся,

В них свою тревогу утоплю.

Или:

Не верь мне, потому что я врать не умею.

Не жди меня, я и так приду.

Я принесу тебе свою надежду,

А подарю печаль и беду.

В них - великая тайна любви. Поэт, пытаясь разгадать космос женской души, секрет взаимного притяжения двух сердец, в стихотворении с посвящением черноволосой математичці с добрым юмором открывает формулу: «Икс плюс игрек - это будешь ты». Так от вимріяного, романтического образа любимого («я от тебя требовал необычного и удивительного, чтобы появилась бредом, видивом, сном...») он приходит к земному образу черненькой математички, а их сочетание видим в обожествлении женщины-матери, женщины-продолжательницы рода человеческого, а значит, всего сущего на земле:

...И сегодня поклоняется сердце мое

Той земной, застенчивому, страстной женственности,

Что красотой жизни - материнством становится.