УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО
Как В. Симоненко воспевает любовь?
Интимная лирика В. Симоненко - мощное крыло его поэзии. Неповторимость стихов о любви - в художественном исследовании философии чувства, его тончайших нюансов, от романтического увлечения до горького разочарования. Поэта интересуют противоречия и сложности во взаимоотношениях двух любящих сердец, те взрывы эмоций, которые сопровождают любовь. «Я ждал тебя с облака розово-нежной, из утренних туманов, с небесных октав...» - это утверждение В. Симоненко к а является как бы прологом к созданному им романтично-возвышенного в своей чистоте и звабі образа любимой. Лишь несколькими штрихами-деталями он рисует портрет той, что зажгла сердце юноши: «лобик... упрямый и смешной», «белые волосы, серые глаза и каре пальто», «под ресницами, как абажурами, блестит глаз овал», «губы нецелованным и грешные, глаза безумно голубые», «милые, теплые руки». Еще выразительнее в своем эмоциональном напряжении есть характеристики-определения, которыми поэт передает богатство внутреннего мира любимого. Она - «прозрачная и чистая», «единственная, милая», «прозрачная, как утренняя тень». Підкреслювана поэтом «прозрачность» и чистота любимого лежат в основе обожания девушки, женщины, матери. Об этом В. Симоненко говорит сдержанно, но чрезвычайно впечатляюще, потому что в простой по своим совершенством форме кроются глубокие чувства. Показательной в этом отношении является стихотворение «Мне казалась пошлою и гадкой...» Она, по сравнению с другими интимными стихами, написанная в более спокойно-розмисловому тони, чему способствуют отдельные сюжетные элементы. Юноши рассказывают о свои любовные утехи и наслаждения, смакуют сплетни эротические с напускной бравадой, громко и цинично. У лирического героя они вызывают осуждение, отвращение - физическую и моральную, так прозаично и точно выражены словами:
В комнате тхнули прелые сигареты
И резал нос неприятный дух.
Грубость и любовь - вещи несовместимые. Самые интимные человеческие чувства должны поражать первозданной чистотой, целомудрием, стыдливостью:
А мне мерещились белые нивы,
Знакомые образы витали надо мной,
И ты мне на плечи клала руки
И обжигала горячим прикосновением,
И я молчал. Я не хотел о тебе
Рассказать заядлым лжецам.
Какие бы моя любовь осмеяли.
В этом контексте эпитет «белый» символизирует чистоту любви, противопоставляется грязи и цинизма и в поступках, и в помыслах, и в разговорах, когда речь идет о самые нежные чувства.
Отличительной особенностью интимной лирики В. Симоненко в ее контрастность в образно-эмоциональном и в словесном строе. Сила любви, наводнение молодых чувств («я тебя заголубить, запестити хочу») и предвкушение чего-то неизведанного, мятущегося («ты еще не касалась губами вечных и прозрачных тайн»), боль разлуки и разочарования («я волочил тебя в ореоле безгрешности сквозь неустойчивых иллюзий разбросан строй»), а на другом полюсе --благальне вымаливания взаимности хоть на миг:
О жестокая! Счастья хоть каплю
В душу мою измученную масличной -
Полюби и измени через минуту,
И хоть на минуту полюби!
Полюбить - предать, гнев - любовь, будни - праздники, радость сожалению, фантастическая встреча - трагическая потеря - такие нюансы, взлеты и падения самого прекрасного из человеческих чувств в интерпретации В. Симоненко. Только в его интимной лирике находим строки, которые так поразительно точно воспроизводят смятение души, растревоженной любовью, его неизбежность, его большую силу, иногда сознательно или бессознательно скрытую. Это утверждение от противного:
Я тобі галантно не поклонюсь,
Комплимента отродясь не зліплю,
Только в глаза нежные задивлюся,
В них свою тревогу утоплю.
Или:
Не верь мне, потому что я врать не умею.
Не жди меня, я и так приду.
Я принесу тебе свою надежду,
А подарю печаль и беду.
В них - великая тайна любви. Поэт, пытаясь разгадать космос женской души, секрет взаимного притяжения двух сердец, в стихотворении с посвящением черноволосой математичці с добрым юмором открывает формулу: «Икс плюс игрек - это будешь ты». Так от вимріяного, романтического образа любимого («я от тебя требовал необычного и удивительного, чтобы появилась бредом, видивом, сном...») он приходит к земному образу черненькой математички, а их сочетание видим в обожествлении женщины-матери, женщины-продолжательницы рода человеческого, а значит, всего сущего на земле:
...И сегодня поклоняется сердце мое
Той земной, застенчивому, страстной женственности,
Что красотой жизни - материнством становится.
|
|