Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

УЛАС САМЧУК
Трилогия "Волынь" Уласа Самчука - художественная летопись украинской истории XX века


"Хочу быть летописцем українсь
кого пространства в эпоху, которую сам
вижу, слышу, переживаю"
/ В. Самчук /
Творчество Уласа Самчука заслуживает большое внимание и высокую оценку. Он талантливый прозаик, который прожил долгую и напряженную жизнь, измеряемое 82 годы, совпавшие с эпохой бурных исторических потрясений для украинского народа. Особенно чувствительная душа, как барометр отзывался он на самые трагические, самые сложные события в жизни Украины, хотя жил за ее пределами, гонимым, непризнанный, долгое время забытый, потому что запрещен. И есть же правда на свете! Возвращаются к украинскому народу забытые имена: О. Ольжич и О. Телига, О. Лятуринская и Ю. Клен, Есть. Маланюк и В. Самчук... и как-то хорошо, что перечень можно продолжать еще долго!
Какой талант, какой мастер, знаток крестьянской души Улас Самчук! Автор монументальных произведений, повестей, статей, воспоминаний, романов "Мария", "Ост", романа-трилогии "Волынь". Как отмечает один из активных исследователей творчества писателя С. Пинчук, подобный случай в мировой литературе единственный - Гомер с его "Одісеєю" и "Илиадой", а потому и стоит называть Уласа Самчука Гомером XX века. Роман "Волынь" в 30-х годах выдвигался на соискание Нобелевской премии, и автор не стал лауреатом, ибо "произведения писателей погромленного i угнетенного народа оказались неконкурентоспособными не по степени таланта, а из-за отсутствия переводов, соответствующей рекламы". И все же, признается Улас Самчук, "эта книга прорвала не только льды, но и стала своеобразной сенсацией времени". Это "крепкая крестьянская эпопея", - называет Самчукову "Волынь" Есть. Маланюк. И лишь волынского крестьянства? Это эпопея не какого-то одного закоулка, а целой Украины. Сам писатель, стремясь донести до потомков правдивое слово очевидца о своем времени и своих современников, "чтобы их стопы не затерлись на этой земле, чтобы их дух не развеялся во времени и пространстве", считал трилогию романом-хроникой. Задумывал написать большую эпопею "Дед Днепр", в которой стремился показать тысячелетнюю историю Украины, рассказывая о княжеском, казацкую и современную. Но не суждено, потому что не смог получить украинское гражданство. А писать о великом и великое Украины не в Украине автор считал неосуществимым. Поэтому берется за роман - "Волынь".
"Волынь" - произведение в значительной мере автобиографический. В основу его сюжета положены факты из жизни автора и его семьи. Мы находим много общего в биографиях Самчука и главного героя романа Володьку Довбенко. Находясь на чужбине, прозаик чрезвычайно болезненно переживал разлуку с близкими ему людьми. Именно тоска по родному краю, родительским домом, родителями, сестрой стали главным толчком и желанием вернуться мысленно на Волынь, создать эпический широко развернутый роман о людях, между которых он вырос, которых знал и любил, без которых его существование не имело смысла.
Стремясь создать широкое эпическое полотно о жизни волынского крестьянства первой трети XX века, писатель обрисовал более 450 персонажей. Мы встречаемся в романе с крестьянами-земледельцами разного достатка, помещиками, священниками, барскими прикажчи ками, чиновниками, солдатами Первой мировой войны, революционными матросами. Они - люди разного возраста, разных вкусов, разных поли-тических взглядов, они - народ.
Трилогия "Волынь" охватывает историю украинского рода Довбенків, которые прочно, сердцем приросли к самого живописного уголка Украины. Им предначертано судьбой жить во время больших социальных сдвигов, бороться за сохранение своей семьи, своего благосостояния, корни, любви к земле. Матвей и Володька Довбенко - носители взглядов крестьян на мир, нового и старого. Матвей не мыслит себя без работы на земле, которая дает ему физические силы и духовную мощь, и Володька очарован красотой Волыни, загадочностью ее природы, пусть тяжелой, но життєдійною силой крестьянского труда, впитывает, как губка, события окружающей жизни и покидает отчий дом, чтобы получить знания и ними быть полезным родному краю. Да и вся семья Довбенків, по меткому выражению В. Шевчука - "будто команда корабля, что плывет в бушующем море жизни". Самчук поселил семью Довбенків на хутор, рассказывает об их семейной жизни, в котором царит мир, покой, согласие. У каждого своя работа: отец корчує пни за лесом на вирубі, "чтобы просо уродилось, а после пшеница"; мать пошла к мельнице; старший сын Василий коровы пасет, меньший Володька, хоть ему еще и семи лет нет, ухаживает малейшего Хведота. Четкое распределение обязанностей, каждый знает свое место. И жизнь идет и исторические ураганы вносят свои коррективы в семейную жизнь. Отец Матвей - надежный человек, хозяин на своей земле, выдержал на своих плечах все тяготы и остается человеком с чистой совестью, потому что всегда руководствовался истинными идеалами добра. Дети подрастают, Василий и Хведот интересуются, как и отец, хозяйством. А вот Володьку, викупаного в красоте волынской природы, "больше интересуют книги и рисунки, и пение, и музыка, и школа, и города, и края далекие, всевозможные рассказы о страшном, о незбагнуте и о "Боже". Сидя на берегу реки, глядя, как несет она свои воды в неизвестность, много разных вопросов у Володьки рождаются. И именно в этот момент он впервые чувствует и текучесть времени, и бесконечность и красоту мира, задумывается над своей жизненной дорогой. Не случайно, что источник реки, которой так интересуется Володька, находится в Дермани, "откуда три года назад выбрался Матвей", - это родина Уласа Самчука. Символично, что и взгляд Володьки направлен на восток - там восходит солнце, туда течет река. С восходом отождествляются у него созданная в мечтах настоящая Украина, с Днепром, с Сечью, с казаками, с подсолнухами... И нельзя! Почему желанный восток в Самчукового Володьку постоянно сталкивается с тюрьмами (ведь так было и в жизни самого автора). Современный мир, наоборот, уродливый: террор, Соловки, голод... Но прошлого не вернешь, будущее же связано только с западом, конкретнее - с Европой. Автор собственными глазами видел разительный контраст между Западом и Украиной, которая вследствие своей недоформованості все еще оставалась на обочине мировой истории и "все, кому только вздумается, зобижають ее". Поэтому Володька и вступает в борьбу, борется по-своему, по-довбенківськи, как истинный "продолжатель отцовского дела, носитель его сущности в новых исторических условиях" Володька не может смириться с равнодушием народа к своей собственной судьбы, с отсутствием у народа чувство самоуважения. Как и сам автор, Володька считает роковой ошибкой целого народа то, что украинцы - это только крестьянская нация. Нет! Возражает автор. А поэтому Володька в романе появляется еще и как человек, обогащенная мудростью народов всего мира. I уже людей, своих односельчан, он воспринимает не только как темных обездоленных мужиков, а как потомков того народа, перед войском которого в свое время открывались врата европейских столиц, который давал европейским государствам королевские династии, который давал таких политиков, о которых писали лучшие писатели мира, строил такие замки и храмы, красоте и величию которых еще долго будут удивляться люди.
Уйти, чтобы вернуться... В этих словах воплощено самую заветную мечту Уласа Самчука. Хотя бы ногой ступить на родную землю. Автору высокохудожественных произведений не удалось, зато его произведениям, его литературным героям отведено долгую жизнь среди благодарных украинцев.